Вот такой у меня был папа. Понятный взрослым и детям, но парадоксальный спектакль

Фото kemteatr.ru

На сайте кемеровского Театра для детей и молодежи («Молодёжки») постановка «Папы» названа театром-парадоксом. Она недавно была представлена берёзовцам. Показ состоялся в актовом зале лицея №17. Артисты были приглашены в наш город в рамках областного проекта «Настоящий отец».

Заявленный парадокс превзошел ожидания. Для меня, думаю, и для многих, спектакль обернулся исповедью, разговором по душам, тонкой беседой. Такие разговоры случаются с каждым хотя бы один раз в жизни. Они западают в душу, многие мысленно возвращаются к ним вновь и вновь, чтобы что-то понять, прояснить, а может быть, изменить. Такие разговоры случаются по ночам с лучшим другом, подругой, а может быть, с попутчиком в самолете, вагоне поезда. Во время спектакля именно такой разговор состоялся с артистами.

Эта беседа кажется слишком честной для театрального действия, для всей этой обстановки: сцена, зрительный зал, аплодисменты, декорации. Где кулисы, а где закулисье – непонятно, потому что всё правда. После окончания действия артисты собирают инвентарь, и, кажется, вот-вот будут звонить своим отцам и спрашивать, не купить ли чего по дороге, или договариваться о совместном обеде в ближайшую субботу.

Я (как по Станиславскому) поверила, что каждый актер рассказывал о своем отце, каким он его помнил с детства: вот папа – радиолюбитель, вот – рыбак, гармонист… О своих эмоциях, пережитых рядом с папой. Вот чей-то отец помог вытащить первую рыбу из реки, вот еще один тайком развешивает конфеты на елку, а другой – играет на баяне цыганочку и просит свою дочку исполнить танец «с выходом». И вдруг вспоминаешь, что тоже держал своего отца именно за мизинец, как рассказывает кто-то из артистов. Тоже ходил с ним в зоопарк и на мотогонки, потому что мама эти места почему-то не любила (пап совсем не волнует, что там дурно пахнет).

Спектакль так дивно устроен, что каждый зритель погружается в свои воспоминания. Я вспомнила, как целый день мы с папой провели на озере, катаясь на катамаранах. А к вечеру поняли, что сильно обгорели на солнце. И потом пришлось выслушивать мамины «охи», и стало ясно, что она бы такого никогда не допустила. Зато так здорово и необычно было мазать папину спину сметаной! Все было так давно, и только теперь понятно, как это важно. Важно, что у меня просто был папа, потому что он другой, он не похож на маму. И открывал мне мир с другой стороны. «Вот такой у меня был папа», – так же как и артисты хочется завершить свой маленький эпизод-воспоминание.

Некоторые актеры рассказывали, что у них папы не было. Был, но… рядом не было. Он приходил только на день рождения или забирал по субботам, чтобы сыграть в шахматы… О размолвках с папой, о том, что мама запрещала общаться с ним после развода. Как сложно такая разлука переживается в детстве, еще хуже в юношестве. Как поздно бывает, когда понимаешь, что папа, какой бы ни был, один на всю жизнь. Один, и больше не будет! Как досадно бывает, что нет никакой возможности ему об этом сказать, потому что его самого уже нет.

Спектакль «Папы» – понятный детям и взрослым. Он про ошибки и их исправление, про любовь и прощение, про ценность общения, детство и семью. Спектакль без сценария, в его ход можно включить любой эпизод из вашей жизни – плохой или хороший. Спектакль без ролей, но о роли в семье каждого. Спектакль без начала и конца – его можно начать с рассказа вашего прадедушки, его могут продолжить ваши дети, внуки и правнуки.

Анна Чекурова.