Полина Карманова: «Я даже не представляла, что могу быть такой»

Всем известно, что 2019 Указом президента объявлен годом театра. «Молодёжка» начала искать представителя этого вида искусства, чтобы понять его суть изнутри. И нашла обаятельную девушку с голубыми глазами, приятным голосом и милой улыбкой. Знакомьтесь, это Полина Карманова. Она учится в 11 классе, играет в студии «Импульс» и хочет стать профессиональной актрисой.

– С чего началось твое увлечение театром?

– С восьми лет я начала заниматься в театральном отделении детской школы искусств. Признаюсь, поначалу мне не нравилось ходить в «театралку», потому что я боялась сцены, хоть и стремилась справиться с этим страхом. Но все же отказалась заниматься. Тогда я переживала переходный возраст, думаю, он тоже повлиял на мое решение. Тем не менее, родители снова заставили меня посещать театральную студию. В тот период у меня сменился классный руководитель – им стала Лещикова Оксана Викторовна. Она постоянно говорила: «Думай на сцене! Нельзя просто так стоять!». Тогда я поняла, что умею кое-что. И влюбилась в «театралку».

– Кто из знаменитых актеров является для тебя примером для подражания?

– Один из актеров, который мне очень нравится, – Бенедикт Камбербэтч. Большинству он известен благодаря своей роли Шерлока в современном одноименном сериале. Бенедикт очень разноплановый, у него необычная «цепляющая» внешность. Я смотрела много интервью с его участием. Это открытый и ответственный человек. Второй мой любимый актер – Саймон Бейкер, наиболее известен по роли в сериале «Менталист». Как вы уже могли понять, я люблю детективы. Саймон обладает необъяснимым обаянием, шармом. Смотришь на человека, и он притягивает к себе. Вот и мне хочется быть обаятельной актрисой.

– Как «отделаться» от своего персонажа после спектакля?

– Я без особых усилий отхожу от своих ролей и забываю про негатив. Например, буквально вчера была на репетиции в театральной студии при Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК), исполняла роль Аксиньи в постановке «Тихий Дон». Мне предстояло сыграть очень эмоциональную сцену – мой персонаж теряет ребенка. Конечно, мне сложно представить, каково это – быть матерью, а тем более потерять ребенка. В роль я вживалась около двух недель. Во время постановки я очень громко кричала: «Мама!». А охранник подумал, что на нашем этаже кто-то просит о помощи. Он долго ходил, искал кричащего ребенка. А потом выяснилось, что это кричала я, и помощь мне не требуется. Он был очень удивлен. А как только закончилась репетиция, я сразу же «вернулась в себя». Личность моего персонажа тут же исчезла.

– Как ты оказалась в студии при КемГИКе?

– Однажды я увидела афишу, в которой объявлялся набор в театральную студию, позвонила и записалась. Хотелось поработать в новом коллективе, найти что-то новое для себя и подготовиться к поступлению.

– Хочешь стать киноактером или актером театра?

– Меня больше влечет театр. Киноактер может играть одно и то же тысячами дублей. Если он сделал что-то неправильно, у него есть возможность сыграть заново и все переснять. А в театре актер проживает все эмоции, чувства своего персонажа в данную секунду. У него нет права на ошибку, иначе зритель ничего не почувствует. И актер его упустит, так и не передав свою мысль. Еще киноактер играет свою роль лишь единожды. А театрал будет играть в одной и той же поставке столько, сколько зритель будет ее смотреть.

– Как быстро войти в образ?

– Во-первых, нужно искать общие точки соприкосновения со своим персонажем. Во-вторых, нужно иметь достаточное количество информации. Например, в старой студии «Импульс» мы играли много военных сцен. Но войну-то никто из нас – детей совершенно другого поколения, не проживал. Чтобы войти в образ, мы смотрели много военных фильмов. Наблюдая такую картину, ты начинаешь испытывать эмоции. Нужно переместить себя внутрь этой ситуации и понять, как бы поступил ты. Представим дерево. Его ветви растут в разные в стороны. Так и актеры – в разное время играют одну и ту же роль по-разному. Это постоянная работа над собой. Актерская работа заключается в том, чтобы искать себя, открывать «двери» в душе, о которых ты вообще не знал. Например, моя роль Аксиньи. Я даже не представляла, что могу быть такой. Аксинья в моем понимании – дерзкая, наглая баба. А у меня другой темперамент.

– У актера театра нет перерыва во время спектакля, а у киноактера между дублями есть возможность посмотреть в текст. Как ты запоминаешь большие тексты?

– Мне удается быстро выучить текст, когда я часто повторяю его со сцены на репетиции. Он сразу «отпечатывается» у меня в голове. Я совершаю какое-то действие, и у меня сразу же появляется ассоциация с определенной репликой. А когда нужно читать в одиночку, текст запоминается мучительно долго. Летом я читала «А зори здесь тихие» на «Бродвее». Некоторые мои слушатели плакали, чему я была очень рада. Ведь зрительские эмоции – самая лучшая благодарность. Сразу понимаешь, что работа проделана не впустую.

– Какими личными качествами должен обладать хороший актер?

– Выдержкой! Он должен иметь сильный характер, иначе не сможет каждый раз пропускать через себя чужие радость, боль, обиду, злость. Еще ему необходимо уметь самоисцеляться. Ведь когда общительный человек играет на сцене роль изгоя, это может сильно повлиять на его мировоззрение. Если он не может этого выдержать, то ему в театре будет сложно. Это опять же работа над собой. Вообще театр – это укрощение личности внутри себя. Чем больше ты закаляешься жизненными трудностями, тем проще сыграть что угодно. Конечно, и у актера бывают «черные» дни. Но он должен играть, что бы ни случилось. Даже если перед выступлением происходит что-то, актер не может взять и уйти. Сначала он должен отыграть спектакль, а потом уже заниматься своей жизнью. Еще у нас есть такое понятие, как «поддержка друг друга». Театр – он ведь как паутина. Порвется одна ниточка, и распадется все. Нужно, чтобы эти ниточки были либо очень прочными, либо же такими, чтобы они могли все друг друга поддержать. Например, кто-то может забыть текст или растеряться. Всегда нужно быть готовым подхватить и довести сцену до конца.

Беседовала Диана Панкова. Фото из личного архива Полины Кармановой.