«Лакмусовая бумажка» – «Свой голос». Об итогах конкурса и проблемах владения русским языком молодым поколением

«Свой голос» развивался красиво, динамично: каждый год отмечалось увеличение числа участников, повышалось качество сочинений, а фантазия детей удивляла неожиданными сюжетами, идеями.

Во второй половине двадцатых годов этого века пошел обратный процесс: число участников уменьшилось до двух десятков, большинство школ в последнем конкурсе участие не приняли вообще, многие сочинения были взяты из других конкурсов. Так что же получается: это закат «Своего голоса», инициаторами которого были известные литераторы Берёзовского Владимир Чворо и Леонид Гержидович?

 

Словарь беднеет

 

Вижу чью-то ухмылку: подумаешь, традиционный городской конкурс, да конкурсов сейчас хоть пруд пруди… Постойте иронизировать, речь идет не просто о литературном состязании, а об отношении к русскому языку. «Свой голос» – как лакмусовая бумажка для определения характера отношения к родному языку.

По моим наблюдениям характер этот портится все более из года в год. Что это за наблюдения? Как педагог, замечаю: дети испытывают все больше трудностей, чтобы выразить свои мысли, чувства, чтобы объяснить свое состояние. Предложил придумать несколько красивых фраз о весне (задание, с которым легко справлялся советский ученик из начальной школы) – получилось у двух-трех ребят…

Замечаю, что не только старшеклассники, но и школьники среднего, даже младшего школьного уровня из-за бедного словарного запаса массово переходят к применению матерных слов. Матюги звучат со всех сторон, и это просто удручает. Стилю речи наши дети теперь учатся не в школе, а в социальных сетях интерента. А вот библиотек они почти не посещают. Требования учителей обязательно читать классику для успешного прохождения учебной программы по литературе, похоже, снижаются. Педагоги отступают, в результате весь фронт русской речи откатывается назад.

 

Говорим техноцизмами

 

Между тем, именно сейчас неверояно повысилась значимость русского языка для борьбы с русофобией, с западным враждебным накатом на русскую культуру.

И я не могу не всплеснуть руками: братцы, да что же мы делаем с родным языком, почему перестали любить и беречь его, почему детям не прививаем лучшее, что в нем есть, для укрепления нравственности и духа?

Может, я сгущаю краски? Но подобные мысли и вопросы высказывает, например, организатор Кемеровского городского конкурса «Свой голос», член Союза пистателей России, известный поэт Иосиф Куралов.

– Конкурсное движение юных литераторов «Свой голос» зародилось в 1993-1994 годах на областном уровне при горячей поддержке многих известных поэтов Кемеровского отделения Союза писателей России. А с 1995 года мы стали проводить и городские, в масштабах Кемерова, конкурсы. Ежегодно в них участвовало до 250 юных авторов. Но к 2010 году число участников стало сокращаться. Интерес к художественному слову продолжает падать, и, чтобы переломить ситуацию, думаю, нужно начать прямой диалог с учителями-филологами. Яркое, выразительное слово выхалащивается и из живой речи, оно заменяется техноцизмами из социальных сетей и матершиной, – отмечает поэт.

Удивляет то, что прежде мат подростки использовали для протеста, вызова. При этом с опаской ожидали реакции взрослых. А теперь он применяется без всякого стеснения, как любые другие слова. Ниже опускаться некуда…

Совершенно согласен с Иосифом Кураловым, и мы будем работать с преподавателями литературы по-иному…

Конечно, при любой ситуации будут пробиваться сквозь невежество, грубость, равнодушие ростки натоящего таланта. Любовь к русскому языку многих позовет к чтению и созданию в сочинениях своих миров. В системе образования Берёзовского кроме «Своего голоса» есть еще один конкурс, который привлекает ребят, полюбивших родную речь. «Живая классика» – так он называется. Десятки учащихся разных классов с волнением выходят на сцену и вдохновенно наизусть читают чудесные рассказы лучших русских писателей. Как они страются, как зажигаются их глаза и души…

 

Живая работа

 

Особенно увлечены этим творчеством учителя-литераторы и учащиеся лицея №15. Неоценимо важна их живая работа. Кстати, именно из этого лицея на конкурс «Свой голос» поступает немало талантливых произведений. Видна живая работа наставников.

Среди берёзовских конкурсантов и в этом году проявилось несколько звездочек. Драматичную, мобилизующую человека в противостоянии хаосу повесть под названием «Мор» предложил жюри студент Берёзовского политехнического техникума Михаил Серездинов. Восхитил своеобразный эксперимент учащейся лицея №15 Натальи Хмарской, написавшей «дополнительную главу» к роману Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Порадовал чудесными образами своих незамысловатых стихов учащийся 6 класса школы №16 Роман Киселев. Эвелина Мартынова из того же класса поведала об удивительной судьбе белого волка Арчи. Павел Курган из 8 «А» класса лицея №17 сочинил почти «шорскую» легенду о богатыре, вернувшемся на землю могучим вековым дубом. А Юлия Асанова из 2 класса лицея №15 написала остроумный рассказ о достоинствах каши.

Эти ребята и были признаны победителями конкурса, им вручены дипломы лауреатов.

Юрий Михайлов.