Мастерицы клуба «Вдохновение» поделились секретами народного рукоделия

Участники клуба «Вдохновение» подвели итоги совместной творческой работы на последнем занятии в этом году, которое прошло в ЦРТДиЮ. Женщины принесли свое рукоделие, которое удалось закончить к этому времени, так почти спонтанно сформировалась интересная и удивительная выставка.

– «Вдохновение» вот уже несколько лет объединяет творческих людей разного возраста. Мы собираемся вместе в основном, чтобы порукодельничать. Интересы участников клуба обширны, мы занимаемся бисероплетением, шитьем, вышиванием, вязанием, росписью, выпиливанием из фанеры, изготовлением вязаных игрушек, авторских украшений, плетением из джута и бумажной лозы, пробуем ткать коврики и многое другое, – рассказала руководитель клуба Елена Марушкевич. – В процессе, конечно, делимся между собой и с гостями опытом, различными техниками, обсуждаем увиденное, прочитанное – участники клуба часто посещают городские и областные мероприятия вместе. Это – выставки, экскурсии, мастер-классы, концерты, спектакли – все, что связано с традициями, культурой, прикладным искусством, творчеством. Особый интерес для нас представляет народная культура наших предков, когда удается, бываем на этнических фестивалях нашего региона и Сибири.

Многие участницы клуба пришли на урок в платьях-рубахах на основе традиционного славянского кроя, которые сшили своими руками (именно руками, так как швейная машина не применяется ни на одном из этапов изготовления). Помогла им в этом Ольга Минкина, инженер-конструктор швейных изделий из Анжеро-Судженска. Она провела в Берёзовском несколько мастер-классов по пошиву традиционной рубахи для участников клуба «Вдохновение».

О первом занятии «МГ» написал в начале декабря прошлого года. С тех пор участницы клуба посетили от 6 до 8 уроков и успешно закончили свои изделия.

Идея изготовления народной одежды жила в клубе давно. Екатерина Кушакова, например, сама разработала и пошила два традиционных шорских женских костюма, в дополнение изготовила украшения из бисера. Рубаху в славянской традиции предложила пошить Валентина Ефремовна Шершакова, одна из участниц клуба. По профессии она учитель начальных классов, когда-то она шила для себя, вдохновение черпала в основном по журналам типа «Бурда», но как пошить традиционную славянскую рубаху – не знала.

Исследователи славянской культуры отмечают, что само слово «рубаха» происходит от корня «руб» – кусок, отрез ткани. Рубаха на то и рубаха, что шьется просто, но, чтобы сделать все правильно, необходимы и опыт, и умение вложить особый смысл в каждое действие и добрый посыл.

– Сын Сергей живет в Казахстане в городе Шахан. С недавнего времени увлекся изучением славянской культуры. Попросил меня пошить ему рубаху. Прислал мерки, для того, чтобы не ошибиться, он специально ходил обмеряться к портному. Пришла и рассказала девочкам в клубе, все загорелись идеей, Елена Федоровна нашла мастера, который нам помог на начальных этапах, – рассказала Валентина Ефремовна. – Оказалось, что крой рубахи очень простой – ткань складывается двойным прямоугольником, рукава – тоже из прямоугольников. А вот соединяются детали особым образом – вручную, потайным швом. В процессе работы швы пришлось пороть несколько раз, хотелось все сделать как можно лучше – чтобы и мне нравилось, и носить сыну было удобно.

Показывая свою работу, женщина отметила, что вышивка на рубашке, еще не закончена.

– Белая канва на груди будет полностью закрываться голубыми нитками. Узор я выбирала по книге о славянской культуре – каждый его элемент имеет значение. Я выбирала знаки, означающие «упорство», «силу», «мужество», «успех», – рассказала Валентина Ефимовна.

Рубашка, сшитая для близкого человека, в славянской традиции была оберегом. Новорожденного, например, впервые заворачивали в отцовскую рубаху. Первую собственную рубаху ребенок получал от матери лишь в трехлетнем возрасте. Потерять или продать венчальную рубаху считалось плохой приметой.

Марина Марушкевич сшила рубаху для своего брата. Традиционным русским костюмом в ее семье увлекаются давно. На выставке Марина была в юбке и кофте, которые ей сшила мама Елена Федоровна. Блузку – по крою и стилю традиционной рубахи, юбку – из двунитки.

– Ездим часто на фестивали народных традиций. Обращаем внимание на одежду участников – многие носят стилизованные рубахи, сарафаны. Одежда очень удобная и создает особую атмосферу. У меня давно такая мысль возникала. Сначала вдохновлялась художественными произведениями, потом мне попалась научно-популярная энциклопедия по славянской культуре. Мне очень понравился процесс шитья. Приятно было работать в клубе в кругу единомышленниц. Дома почти не было на это времени. За шитьем отвлекалась от повседневных мыслей. Вообще, в процессе работы над такими вещами, наши предки старались думать о хорошем, вкладывали только добрые мысли. Они верили, что вещь впитывает их и становится оберегом для того, кому она будет принадлежать. На рубашке брата вышила символ из славянской мифологии «громовержец» – покровитель мужчин, образ древнего мужского начала.

Марина узнала, что края рубахи оформляются особыми стежками, которые называются «топорики», «тропки-дорожки»: они укрепляют потайные швы и являются частью обережного орнамента. Пояс для рубахи Марина выполнила в русской технике «дерганцы».

– Пояс из шерстяных ниток. Он плетется на пальцах – это один из самых простых способов. Научились этой технике на одном из этнофестивалей. Мой пояс выполнен из семи нитей – в цвет рубахи, его длина около двух метров, – рассказала Марина Марушкевич.

Мастерицы делились между собой опытом изготовления одежды, игрушек, подушечек, сувениров, корзин, ковриков. Корреспондент «МГ» также побеседовал с участницами клуба. В последующих выпусках на страницах газеты расскажем о техниках ирландского вязания, изготовления полотна на домашнем ткацком станке, кемеровской росписи и многом другом. В рамках редакционного проекта «Культпросвет» читатели также могут поделиться собственным опытом традиционного прикладного творчества.

 

Справка «МГ»

В XIX-XX веках одежда в России претерпела изменения, потеряв сакральную обрядовую функцию, но интерес к рубахе неоднократно возвращался. После Октябрьской революции по принципу рубахи создавались военные гимнастерки. Любили носить рубахи представители творческой среды – Максим Горький, Сергей Есенин, Леонид Андреев и Александр Блок. Сегодня дизайнеры все чаще вдохновляются традиционным народным кроем.

Анна Чекурова.