Путь от зависимости к свободе через «Лествицу»

Фото Максима Попурий.

В интернете, на автобусных остановках, столбах и подъездах жилых домов можно встретить объявления, предлагающие помощь наркоманам и алкозависимым. Но официально в Кемеровской области при Кузбасской митрополии действуют лишь три православных реабилитационных центра: «Лествица», «Зеледеево» и «Омофор». Из них ближайший к Берёзовскому – кемеровский центр «Лествица», где работают с людьми, страдающими наркотической зависимостью, а так же их родственниками.

«Лествица». Взгляд изнутри

Реабилитационный центр расположен при храме св. великомученика и целителя Пантелеимона. В храме нас встретил Станислав, среднего роста крепкий мужчина в спортивных брюках и футболке. Стас – бывший наркоман. Живет в центре три года. Курс реабилитации он уже прошел. Сейчас находится здесь в качестве сотрудника. Он рассказал нам о своем пути «возвращения».

– Как я оказался в «Лествице» – история очень любопытная. Меня разыскал друг. Жил он в Питере. Позвонил и спрашивает, что у тебя случилось. Ничего, говорю, все у меня в полном порядке. А он опять за свое – рассказывай, ты мне снишься постоянно. Сны нехорошие. Ну, я не выдержал. Рассказал все, как на духу. Наркотики, статус ВИЧ-инфицированного, развод с женой, разлад в отношениях с родственниками, несколько попыток суицида… Целый «букет».

Через день-два он перезвонил. Рассказал о «Лествице». Отнесся я к этому очень скептически. Мол, чем мне там помогут. Однако после разговора крепко задумался. Я понимал, что нахожусь на самом дне, в болоте, из которого самостоятельно мне не выбраться. Прикинул все, взвесил. Решил, а почему бы и нет. Приехал в центр. Скепсис не прошел, а лишь усилился, ведь центр при храме, а я был далек от Бога. Мы же все привыкли жить на широкую ногу, а здесь – ограничения. Строго запрещается употребление наркотических препаратов и спиртных напитков, табакокурение, нарушение распорядка дня, сквернословие, сплетни, агрессивное поведение и т.д. Казалось бы, элементарные вещи. Пока ты находишься на реабилитации, запрещено иметь сотовый телефон и другие ценные предметы. Человек должен себя ограничить, чтобы ничего не мешало работать над собой. Однако все это я осознал уже позже.

Познакомился с батюшкой, с психологом, с ребятами, которые там уже жили. Было ли мне тяжело? Привыкнуть к режиму и ограничениям – легко. Сложнее всего было переломить себя. Справиться с самим собой. Да, в центре есть правила. Но никто ведь пристально не наблюдает, поэтому можно увильнуть, где-то слукавить. Никто этого мог и не узнать. Но сам себя ты же не обманешь. Ты перед собой, в первую очередь, нечестен. А здесь еще есть таинство исповеди… Жить честно и помогать своим ближним – вот что главное. К этому я пришел. Мало того, я к Богу пришел. Понял, что есть на кого полагаться в жизни, есть на кого надеяться. Раньше я утешение и радость искал в наркотиках. Но Бог – вот истинная радость, надежда и утешение. Я понял, что у меня в жизни еще не все потеряно.

В «Лествице» я оказался в канун Великого поста. Стал поститься, просить у Бога помощи. Выдержал. Прошло время. Так как у меня ВИЧ, периодически нужно обследоваться. Пришел в больницу, сдал очередные анализы. А у меня результаты колоссальные! Врачи смотрели и не верили. Вирусная нагрузка небольшая – мне не нужна терапия. Болезнь как будто уснула…

Самое главное в процессе реабилитации – желание избавиться от зависимости. В этом помогает не только священник, но и психолог. Светлана Станиславовна, специалист центра, проделывает с попавшими сюда людьми просто невероятную работу. Она не пытается надавить на больное, а направляет, подсказывает.

Люди, которые пришли сюда на реабилитацию, которые действительно хотят избавиться от своей зависимости, обязательно добьются желаемого. Здесь созданы все необходимые для этого условия.

Главное – свобода

– Сам факт прохождения реабилитации наркозависимым – это еще не результат, – так считает духовник «Лествицы» Геннадий Князев, настоятель храма св. великомученика и целителя Пантелеимона, руководитель отдела социального служения благотворительности Кемеровской епархии. – 50% ремиссии зависит от той среды, в которую он вернется. В нашем центре процесс успешной реабилитации около 60%. С 2014 г. через реабилитационный центр прошло 43 человека. Из них полный курс реабилитации (1 год) окончили 23 человека, в ремиссии более трех лет находится 10 человек. Главный акцент мы делаем на добровольном выборе человеком пути выздоровления. С подопечными работаем над созданием цели и вопросами, а ради чего он вообще живет, зачем он принимает наркотики и почему должен от них отказаться. К осознанию этих вопросов человек должен прийти сам. Реабилитанты ведут дневниковые записи. Они работают над собой, пытаются размышлять над какими-то этическими, нравственными, духовными истинами. Наша задача – не удержать человека на реабилитации, а вернуть его в социум. Центр у нас совершенно свободный. Человек свободно может сюда попасть. Также спокойно он может отсюда выйти. Но вернуться второй раз – такой возможности уже нет. Это удерживает многих, потому что люди видят, что здесь с ними работают, что им создают все условия для реабилитации, что мы все заинтересованы, чтобы люди возвращались в трезвую, без всякой зависимости жизнь.

Гарина Светлана Станиславовна психолог реабилитационного центра «Лествица»:

– Зависимость имеет сложную, четырехуровневую модель, которая имеет био-, психо-, социо-, духовные аспекты. Поэтому и работа с воспитанниками ведется на всех этих четырех уровнях. «Био» – означает «биологический» или «тело». «Психо» – означает «психологический» или «мышление». «Социо» – указывает на взаимоотношения с людьми. «Духовный» – отношение к Богу, познание истины. В реабилитации важна духовная составляющая. Это стержень, на который все остальное нанизывается. Общение с духовником имеет главенствующую роль.

Люди начинают употреблять алкоголь или наркотики по психологическим и социальным причинам. Это позволяет им хорошо себя чувствовать, ощущать, что они справляются с трудностями, стрессами и т. д. Помогает принадлежать к определенной группе. Это становится привычкой. Тебе плохо – употребил, стало хорошо.

Программа, по которой мы работаем, составлена епархиальным координационным центром по противодействию наркомании. В нее входит: первичный контакт, мотивационный период, основной период, ресоциализация, поддержка. На занятиях по психологии мы работаем с ребятами по специально составленным журналам. Первый из них называется так – «Прийти в себя». Нам важно создать условия для изменения мышления человека, чтобы он пришел к осознанию, что у него есть проблема, а мы поможем найти способы, как с ней справиться, то есть создать условия, для освобождения от деструктивных поведенческих и психологических привычек.

Для осознания факта, что зависимость является проблемой, одним хватает месяца, а другим и года мало. Реабилитанты живут в общине, где выстраивается система мотивов и ценностей. Они живут здесь, несут послушание, трудятся. Можно сказать, процесс психологической работы сосредоточен на ситуациях, проживаемых в реабилитационном центре и личностных ресурсах воспитанников, на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Ведь одна из основных задач реабилитации — научить воспитанника такому образу жизни, при котором он может нормально потом жить вне центра. И ребята учатся. Учатся принимать ответственность за свои поступки и жизнь. Конструктивно взаимодействовать друг с другом, то есть устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, а также принимать другого человека как  уникальную личность. Учатся, как справляться со стрессом и выходить из кризиса, выражать свои чувства. Для этого проводятся индивидуальные и групповые занятия. Одним словом, формируется психологическая компетентность, которая является важным ресурсом для поддержания трезвости и  духовно- нравственного роста

Зависимый человек редко бывает одинок. Родители, супруги, дети, друзья, знакомые… В процессе реабилитации мы работаем не только с человеком, который находится в «Лествице», но и с его родными, потому что существует такая проблема, как созависимость. Это состояние, в котором находятся родные и близкие зависимого человека. Узнав о том, что ребенок или супруг употребляет алкоголь или наркотики родители или жены зачастую неосознанно  поощряют его в этом тем, что продолжают содержать и решать большинство возникающих из-за зависимости проблем. Это можно понять, ведь их ведет родительская или супружеская любовь. И  они просто пока не осознают, что тем самым способствуют   употреблению любимого человека. Своими действиями они не дают нарко или алкозависимому прийти к тому, что пора начинать менять свою жизнь. Пока родные продолжают решать проблемы зависимого, они тем самым тоже несут ответственность за последствия заболевания.  Как и сам зависимый, они нуждаются в помощи, в том числе психологической. Им нужно знать, как правильно вести себя в данной ситуации. Как реагировать, разговаривать и т.д. Знать, что химическая зависимость это семейное заболевание и симптом дисфункции семьи. Поэтому с уверенность можно сказать еще раз – помощь необходима как зависимому человеку, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним. И тоже на всех четырех уровнях.

 

На заметку

На территории Кузбасской митрополии действуют три православных реабилитационных центра. Подробную информацию об условиях прохождения реабилитации можно получить, обратившись непосредственно в один из них.

Реабилитационный центр «Лествица» (г. Кемерово), контакты для связи: 8-908-944-44-01, эл. почта: elena.socpom@gmail.com.