Наталья Костикова о «вечных» фразах из нашего детства

«Не таскай конфеты, скоро есть будем!» – твержу своей дочери и ловлю себя на мысли, что когда-то я и сама это слышала. Вспомнила себя маленькой, разворачивающей шуршащий фантик, и мамин голос, от которого напрягалась каждая мышца: «Убери. Сладкое портит аппетит».

Никогда не могла взять в толк, почему? Если я голодна и суп вкусный, я и так его весь съем. А еще мама говорила: «Не будешь есть, не вырастешь». В этот момент я представляла себя Алисой в стране чудес, которая уменьшилась в десятки раз, и усиленно черпала ложкой плавающие в тарелке морковь и лук. Это действовало безотказно. Вот и моя дочь, как и другие дети, боясь не вырасти или не получить конфет, с раннего детства ест ложечку за маму, за папу, за бабулю, за воспитательницу, за дворового кота и так далее по списку.

Помните фразы из детства: «Мало ли что ты хочешь. Я тоже много чего хочу», «Вырастешь – узнаешь», «Я же предупреждала! Не послушалась – получай!». Все эти слова вылетают из родительских уст, как шелуха от семечек. Они «законсервированы» на целую вечность и переходят от одной мамы к другой.

– Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым, успешным, счастливым. Общаясь с детьми, воспитывая их, мы даем установки, не осознавая этого или не обращая на это внимание, – рассказала психолог отдела ресурсного центра образования Наталья Костикова. – Внутренний мир человека чрезвычайно сложен, психика каждого – два взаимоопределяющих компонента: сознание и подсознание. Бессознательно мы даем детям установки – программы поведения, которые заложены у человека в подсознании и не осознаются им. Установки формируются в зависимости от того, что мы видим и слышим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей. Именно необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью. Родительские установки – это стереотипные правила поведения, которые выражаются в словах или поступках.

Наталья Владимировна считает, что мы, взрослые, не осознаем, что привычными высказываниями или обычным своим поведением даем ребенку установки. Бывает, мы и намеренно внушаем что-то малышу. Важно осознавать направленность слов и действий в общении с ребенком и понимать, к каким последствиям может привести их влияние на развивающуюся личность.