Даниэль Орлов дал интервью «МГ», побывав в Берёзовском в рамках проекта «Писатель в маленьком городе»

Фото: ДШИ №14.

Писатель Даниэль Орлов, член союза писателей Санкт-Петербурга, побывал в Берёзовском. Встреча с литератором стала завершающей в творческом проекте «Писатель в маленьком городе». Любители литературы по традиции встретили автора в детской школе искусств. Но аудитория собралась далеко неоднородная. И закулисную беседу по окончании мероприятия журналисты начали с вопроса о ней. А потом задали еще несколько. Получилась интереснейшая беседа!

– В Кузбассе я в четвертый раз. Аудитория сегодня здесь замечательная. Пришел хор ветеранов (прим. ред.: «Победитель») – это так трогательно, моя мама тоже поет в хоре, пришли школьники, были читатели среднего возраста. Да, сложно удержать внимание разновозрастных слушателей, а ведь я не артист разговорного жанра и вообще не люблю говорить. Выступление для меня – мучение и всегда стресс. Но, я думаю, если бы писатели хорошо говорили, они бы перестали быть писателями.

Авторы по десять раз переворачивают предложение, формулируют мысль то так, то эдак до тех пор, пока не получится то, что задумано. Так что мне сегодня не было просто. Читал свою прозу и называл имена своих коллег. У меня не было задачи заинтересовать собой, но была задача заинтересовать феноменом современной русской литературы. Есть много профессиональных, замечательных авторов, они печатаются не самыми большими тиражами, но в их книгах есть смысл, они пишут о том, что волнует современного человека! Вообще, русская литература сейчас вот-вот и вступит в период Ренессанса. Возникает ощущение, что мы пошли правильной дорогой, автор сегодня может отражать не только правду социальных конфликтов, но и внутренний конфликт героя. И вот этот внутренний конфликт в творчестве сейчас может дать, на мой взгляд, литературу уровня Горького, Толстого, Симонова, Бакланова. Такая литература делает человека лучше, она о смысле бытия. Сегодня внутренний конфликт – главная движущая сила! Человек должен прислушаться к себе, понять, кто он есть, что ему нужно и в какую сторону меняться.

 

– Даниэль Всеволодович, скажу честно, ваше имя необычно ложится на слух сибиряка. Это псевдоним или настоящее имя? Присутствует какая-то загадка, дайте разгадку.

 

– Рассказываю. Родился я в 1969 году, когда по всем нашим газетам, «Комсомольская правда» (конечно, еще та), «Правда», ну, везде писали о молодом Даниеле Ортега, лидере никарагуанских повстанцев, революционере, проводили параллели с нашими коммунистическими лидерами. В Советском Союзе пристально следили за его героической судьбой, а когда проклятые империалисты заточили его в тюрьму, то жители СССР писали гневные письма с требованием освободить героя. Все это не могло не повлиять на моих родителей. И папа сказал маме, когда она была беременна: «Ортега – почти Орлов, давай сына назовем Даниэль!». Маме было все равно, ее мучил токсикоз. А еще тогда фильм «Неуловимые мстители» популярным был, и мама решила, если что, будет звать меня просто Данька, как одного из героев, – хорошее русское имя.

Так я стал почти Даниелем Ортега. Настоящий Ортега, конечно, о моей истории не знает. Если узнает, я сразу стану национальным героем Никарагуа (смеется). Кстати, он опять президент Никарагуа (прим. ред.: с 1985 по 1990 годы и с 2021 года по сегодняшний день), думаю, достойный человек, так что имя – нормальное.

 

– Вы были когда-то редактором журнала компьютерной тематики. А что вы думаете об искусственном интеллекте? Сегодня читаем в новостях: «ИИ сочиняет сказки для детей», «… пишет диссертации», «…заменит судей»…

 

– В моей издательской жизни, которой 25 лет, был журнал «Компьютер прайс» в 1998 году, потом я был основателем и владельцем журнала «Терабайт». Да много еще чего было. И я общался со многими нашими выдающимися российскими математиками системотехниками, IT-инженерами, программистами и, в том числе, визионерами. Визионеры – это люди, которые на основании собственного глубочайшего понимания ситуации плюс интуиции могут видеть будущее. Илон Маск, например, 100-процентный визионер. У нас есть Светлана Ускова, директор российской компании по разработке технологий искусственного интеллекта. Это вот те самые беспилотные такси, комбайны, которые выходят на поля и сами там пашут, и так далее. Эти люди уже видят наше будущее, разрабатывая коммерческие перспективные проекты на основе искусственного интеллекта. Но это пока еще не интеллект, а система алгоритмизации обсчета больших данных. То есть это очень быстрые процессоры и система параллельного программирования, возможность многоядерного обсчета через облако огромных массивов данных. Появилась возможность алгоритмизовать этот процесс. Это система, которая отвечает на вопросы «да» и «нет» и для себя решает, какой ответ выдать. Ответ здесь не только нолик и единица, а – текстовый, цифровой, графический. Пока он не работает, как человеческий интеллект. Это подтверждают биофизики, которые изучают мозг, то есть это институт Бехтерева, например. На самом деле, ведь что такое интеллект, да и вообще – сознание? Оно состоит из трех частей: логическое, интуитивное и ситуативное. Искусственный интеллект полностью логичен сейчас. Ситуативно он тоже не мыслит, интуиции, соответственно, нет и – не предвидится. Суть интуиции – откровение. Как оно к нам приходит? Мы не знаем. И пока это так, человек будет больше ИИ. А что касается использования его в создании каких-то произведений… О! Через каких-нибудь полгода, это будет – на коммерческой основе.

Мы будем оформлять подписку какую-нибудь. И в специальной программе задавать в анкете данные, например: героиня – Аня, брюнетка, в очках, с милой улыбкой, метр семьдесят шесть, дальше можно задать еще параметры сюжета, места, эпохи, жанр и … доступ к социальным сетям и личному фотоальбому на мобильнике. Эта услуга вполне может быть востребована, как компьютерная игра. Будут базовые бесплатные версии программы, за дополнительных персонажей и дополнительные опции нужно будет доплатить, у кого-то будет подписка, ну, вы понимаете. Буквально, нажимаешь на кнопочку «Пуск», и через три минуты вы получаете роман! В бесплатной версии будет 50 страниц, в платной – хоть 2000. И вы читаете про себя, какая вы молодец, какие там вы великие дела совершаете! Наслаждаетесь, ведь там и про вашу любимую собаку, и какого-то бывшего молодого человека, который вам звонит, с которым происходит какая-то интрига…Вот что будет, если не через полгода, то через год точно! Поверьте мне. Но это не литература! Это из области развлечений.

– Хорошо, но может, быть, кто-то и такой роман литературой назовет. Как отличить хороший от плохого?

– Да хоть по яркой обложке с заголовком типа «Месть Дикой орхидеи»! И хорошая литература – это не от интеллекта, а от сердца. Вот, когда ты пережил, увидел, посочувствовал и смог точно и ярко передать. В ноябре прошлого года были на бульваре Пушкина в Донецке и случайно увидели место, куда прилетел хаймерс и убил девочку (прим. ред.: трагедия произошла 4 августа 2022 года при обстреле Донецкого академического театра оперы и балета им. Соловьяненко). Там следы от взрыва остались, и на дереве ее пуанты висят, она балетом занималась. И у нас, взрослых мужиков, слезы наворачивались, понимаете. Ну, потому что с этим невозможно как-то по-другому. И это все опустошает, даже выжигает. Но со временем опустошение требует наполнения. И вот поэтому сейчас много пишут о тех событиях. В хорошей литературе писатель говорит о том, что знает. И он не имеет права обмануть читателя, поэтому тщательно готовится, собирает сведения, даже если он далеко не все их использует.

– Много раз были в Донецке?

– Сейчас готовим 12-ю миссию нашей инициативы «Писатели – фронту». Начал собирать деньги в феврале 2023 года, в первый раз мы поехали в апреле, сейчас уже 12 месяцев ездим. Пропустил только один раз, вот в этом феврале не поехал, но зато мы Димке Филиппову (прим. ред.: писатель из Ленинградской области, ушедший добровольцем на СВО) автомобиль отвезли. Германскому автомобилю 25 лет, но это неважно. Это моя машина, в семье ее звали «Штирлиц». Мы как раз на «Штирлице» ездили пять раз в Донбасс, а на шестой отдали.

На место «Штирлица» заступил «Йоган Вайс» – другой разведчик (смеется). А машина, которую сейчас ремонтируют, чтобы тоже отправить на фронт – «Нива» – это «Крейсер Киров». Еще не так давно отвезли корейскую машину, эта, значит, «Ким Ир Сен» зовется.

– Здорово! Интересно с вами. Спасибо!

 

Тем временем

Писатели уехали, но приедут вновь

Проект Кемеровского областного отделения Союза писателей России и Совета молодых литераторов Кузбасса «Писатель в маленьком городе» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Он проходил с сентября 2023-го года по март 2024-го, в нем приняли участие семь писателей из крупных городов России: Дмитрий Мурзин (Кемерово), Инна Теплова (Калуга), Дмитрий Коржов (Мурманск), Даниэль Орлов (Кронштадт), Александр Рыжков (Рыбинск), Елена Усачева (Москва). Только в нашем маленьком городе на встречах с писателями побывало более 500 человек – в среднем по 60 человек на мероприятии. А в пяти городах – это примерно 2500 слушателей (Белово, Калтан, Ленинск-Кузнецкий, Мыски). По мере реализации проекта организаторы отметили рост интереса к литературным мероприятиям.

– Творчество – это территория обсуждения актуальных современных проблем и в то же время это территория самореализации, дружбы и общения, – рассказала Оксана Рокова, куратор проекта в Берёзовском. – А завершающее мероприятие проекта состоится в апреле, где мы подведем итоги, обсудим результаты, учтем замечания на будущее. А будущее есть! Уже подали очередную заявку на грантовую поддержку. Планируем охватить еще пять малых городов Кузбасса, для этого пригласим группу других знаменитых писателей. На этот раз их маршрут предлагаем начать с Мариинска. Как вы помните, в первом проекте стартом был Берёзовский.

Анна Чекурова.

Больше новостей в свежем выпуске газеты «Мой город» от 5 апреля.