Виктор Хворостинин о работе с любимым материалом

Виктор Хворостинин – художник-ремесленник из Берёзовского. Развивает берестяное творчество и техники работы с этим природным материалом. Секретами работы с берестой Виктор Александрович поделился на мастер-классе, организованном городским музеем им. В. Н. Плотникова.

 

Нехитрая работа

На творческую встречу с мастером пришли учащиеся разных возрастов – от школьников младших классов до студентов. Для каждого Виктор Александрович подготовил свой перечень работ.

С третьеклашками он мастерил берестяные рожки-дудочки. Материалы и инструменты простые: береста, ножницы, резаки, клей да линейка. Наметил линейкой ровные тонкие полоски на бересте, нарезал, смотал в рожок да скрепил клеем, чтобы не развалился – вот и вся нехитрая работа. Чтобы оживить рожок, Виктор Александрович принес на мастер-класс пищик – небольшую свистульку, звук которой напоминает писк.

– Ребятишкам мастерить очень понравилось – у них глаза горели, всем хотелось попробовать! Мне с ними тоже было очень интересно, – поделился впечатлениями мастер, привыкший работать неспешно в одиночестве. – Я знаю мастеров, которые изготавливают рожки на заказ, но лично мне такая работа кажется скучной. Однообразная она, рутинная… Не хочется тратить на дудочки время. Хочется все-таки больше творить.

 

«Замок» для туеса

Старшеклассников и студентов Виктор Хворостинин учил делать «замки» и наносить на бересту рисунок пробойниками.

«Замки» можно использовать при изготовлении туесков, чтобы скрепить берестяную полоску воедино.

– Рассматривал берестяные туески в журналах, мне казалось, что нет в них ничего удивительного. Да и в самой технике изготовления не подмечал для себя ничего особенного. В то время я занимался резьбой по дереву. Увидел как-то на выставке работы наших кузбасских мастеров–берестянщиков. Я был шокирован, что из бересты можно сделать такие необычные красивые вещи, – рассказал Виктор Александрович. – Загорелся идеей повторить. Но сразу возник вопрос: «Как скреплять бересту?» Долго думал, как это сделать. Когда мастера показали, как это сделать при помощи «замка», даже удивился, что все элементарно просто. Стал изучать. Первые мои туесочки были простенькими, неказистыми, не очень качественными. Но увлекся, стало получаться все лучше и лучше.

Было это тридцать лет назад, во времена кризиса девяностых. Береста увлекла Хворостинина. В Кузбассе он стал одним из первых мастеров, кто занялся резной берестой. Виктор Хворостинин работал в Берёзовском, Юрий Михайлов – в Мариинске, в Кемерове были известны Владимир Заиграев и Юрий Лазарев.

Кроме туесов, Виктор Александрович стал делать расписные декоративные тарелочки, кукол, посуду, панно и т.д. Со своими работами он активно участвовал в региональных, межрегиональных и международных выставках. Ему поступали заказы из администрации области на изготовление берестяных игрушек-туесов, которые вручали в качестве колоритных сибирских сувениров высокопоставленным гостям. В 2013 году мастер стал победителем областной выставки-ярмарки изделий декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Кузбасский сувенир» и получил возможность представить берестяной промысел Кемеровской области на всероссийской выставке-конкурсе «Ладья–2013» в Москве.

Центрами берестяной резьбы издавна в России считаются Вологодская, Нижегородская, Архангельская и Томская области. Общение с мастерами из разных уголков страны вдохновило Виктора Александровича.

– Мы общались между собой, рассматривали изделия, делились советами. Было отрадно, что наши, кузбасские мастера, известны своими работами далеко за пределами Кемеровской области, – отметил мастер.

 

Кружевные рубашки

Мастера, работающие с берестой, ценят ее универсальность. Бересту можно склеивать, сшивать, сплетать, соединять в «замок». А главное – для всех этих манипуляций не нужно обзаводиться дорогостоящим инструментом.

В арсенале Хворостинина имеются различные ножницы, резаки, пробойники, шило, медицинский скальпель (для особенно мелких, кропотливых вещиц) и пр. В работе он использует традиционные технологии: тиснение, резьбу, гравюру и роспись.

Береста по своим физико-химическим свойствам нейтральна: она не вступает в реакцию с другими материалами и жидкостями, поэтому в берестяной посуде и туесах можно хранить что угодно. На Руси береста подходила для изготовления любой домашней утвари, музыкальных инструментов и т.д. Из бересты плели лапти, ее использовали и в качестве «бумаги» для письма.

Среди работ Виктора Хворостинина очень много туесов и туесочков разного размера. С них мастер начинал свой путь, делает их и сейчас – за тридцать лет не надоело. Использует их в качестве емкостей для хранения. Чего?

– Да чего угодно! Мед, крупы, летом – ягоды можно складывать. Есть у меня берестяной туес литров на 30-40, я в нем орехи кедровые храню, – рассказал мастер.

Туес ладится без гвоздей и клея. Если взять его в руки, можно почувствовать бархатистость материала. Внутренняя сторона туеса должна быть ровной, без единой трещины, ведь главная ее задача – сохранить продукт. У наружной стороны задача иная – быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Свои «рубашки» Виктор Александрович украшает кружевным прорезным орнаментом или тиснением. Донца и крышки он любит изготавливать из дерева хвойных пород, также имеющих бактерицидные свойства.

– Люблю кедр. Материал очень податливый, мягкий и ароматный с очень красивой фактурой, – отметил Хворостинин.

 

Главное – не жадничать

Однако прежде чем что-то смастерить, бересту необходимо заготовить. Самое подходящее время – лето.

– Береста – это верхний слой коры березы. Снимается он без затруднений, необходимо только сделать надрез. Отходит береста легко со своеобразным таким звуком. Один раз услышишь – ни с чем не перепутаешь, – рассказал мастер. – У меня часто спрашивают, не вредит ли этот процесс дереву. Если снимать небольшими лентами, дерево не засохнет и останется живым. Береста со временем восстанавливается. Главное – не брать материала больше, чем ты можешь использовать. Кстати, я брал бересту и с поваленных деревьев. Качество не страдает.

К бересте Виктор Хворостинин относится очень бережливо. «Обрезки» не выбрасывает. Долго-долго копил, пока не нашел им применения в изготовлении картин: вырезает из них мелкие элементы (цветы, грибы, бабочки, завитушки и т.д.) вместо того, чтобы прорисовывать. Изображение получается фактурным.

– Мое детство прошло в деревне. Сосед с деревом работал. Запомнил с детства этот аромат стружек, – вспоминает Виктор Александрович. – Я потому бересту и люблю – за ее натуральность, невероятную пластичность и природную красоту.

Оксана Стальберг. Фото Максима Попурий и из личного архива мастера.