Русский танец – не мода. Есть ли у сибиряков свои особенности

Старт масштабному «Танцевальному транзиту» в Новосибирске дали лучшие хореографические самодеятельные коллективы Кузбасса: «Красота» и «Апрель» из Берёзовского, «Сибирские выкрутасы» из Прокопьевска и новокузнецкая «Калинка».

 

Танцевальный транзит

– Очень приятно принимать гостей из Кузбасса. Мы знаем их танцевальные традиции, знаем их школу и нам есть чему у них учиться, – обратилась к участникам и зрителям на масштабном концерте министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.

«Танцевальный транзит» – это всероссийская акция, среди организаторов которой министерства культуры РФ, Новосибирской и Кемеровской областей, Государственный российский дом народного творчества имени В. Д. Поленова Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, Центр народного творчества Кузбасса. Главная цель – сохранение сибирских танцевальных традиций.

Двухдневная программа состояла из концерта и цикла авторских мастер-классов по народному танцу и особенностям танцевальных традиций Сибири, которые кузбасские хореографы и балетмейстеры провели для новосибирских коллег.

– В таком концерте мы не участвовали уже очень давно. Было приятно работать. Зал большой. Коллективы мощные. Мы знакомы – не раз встречались на различных конкурсных площадках. Несмотря на один регион – Кузбасс – все четыре ансамбля разноплановые. Мы не похожи друг на друга: разная манера исполнения, приемы, стиль. Все, в чем, мы пересекаемся – народное творчество, танец, – отметил Константин Ляпин, педагог детской школы искусств №14, руководитель ансамбля «Красота».

 

Сибирская раскачина

Мастер-класс Константина Ляпина был посвящен областным особенностям народного танца:

– Я взял танец Томской области из репертуара «Красоты» – «Сибирская раскачина». Лет двадцать назад я участвовал в семинаре в Томской области. Увидел бабушек, которые исполнили этот танец. Слово «раскачина» они растолковали как «осина». Понравилась манера исполнения, лексика – они как будто поскрипывали, покачивались, шелестели, как осинки. Тогда я в подробности не вдавался. Знаю лишь, что это был народный коллектив из небольшого села с севера Томской области. Сами исполнительницы – потомки старожилов, переселенцев, перебравшихся в Сибирь из Новгорода.

С «Сибирской раскачиной» мы выступали в разных городах. Фольклористы часто задают мне вопрос: «Зачем вы берете этот танец? Вы знаете, что осина – проклятое дерево?» Действительно, в евангельских традициях осину считают проклятой: на осиновом кресте распят Христос, на осине удавился Иуда. Но росла ли в Иерусалиме осина? Нет. Стал изучать вопрос дальше – ушел в язычество. Оказалось, что танец – часть обряда, когда-то существовавшего в Новгородской области и даже в более северных районах – Архангельск, Петербург. Оттуда его привезли в Сибирь. В Томской области танец ассимилировался с плясовыми традициями, характерными для региона. С течением времени танец утратил сакральные черты и превратился в бытовой.

В Сибири на протяжении сотен лет складывалась своеобразная и очень интересная народная танцевальная и песенная культура. В Сибирь веками стекались переселенцы – вольные или невольные – из разных областей государства российского. Исконно здесь жили малые народы: шорцы, телеуты, буряты, тюльберы и т.д. У них своя культура, которая складывалась веками. У приезжих – свои традиции. Прожив здесь век-два, они ассимилировались. Культуры перемешались, в какой степени – сказать сложно.

 

Галя – от Кубани до Забайкалья

Сибирская танцевальная и песенная культура основана на трансформации старинных песен, плясок, хороводов, обрядов, игр и забав, завезенных сюда переселенцами из разных областей.

Четче изменения прослеживаются в песенном фольклоре. Например, песня «Ехали казаки из Дону до дому. Обманули Галю – забрали с собой». В кубанской версии это очень нравственная песня. Пройдя путь от Кубани до Забайкалья, она изменилась практически до неузнаваемости: и мотив, и распев другой. Да и казаки уже не обманом забирают девушку, а зовут ее с собой: «Едем, Галя, с нами. С нами, казаками…»

Также и танец. Он трансформировался. Богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных, климатических и бытовых условиях претерпевала значительные изменения. В Сибири не было степей центра и юга России, которые давали простор, волю и свободу. Менялась амплитуда танца. Не было простора и для широких хороводов. Тяжелая теплая одежда и обувь в условиях сурового климата способствовали появлению своеобразного шага, тяжеловатой походки, перевалочек, мелких дробей. Практически отсутствуют прыжки. Много внимания уделяется деталям – варежкам, теплым платкам, шарфам. Сибирский танец отличает монументальность, тяжелый характер исполнения.

Особенности региона определяют колорит танцевальной манеры, лексики. Выделяя Кемеровскую область как территорию бытования особой народной танцевальной традиции, необходимо понимать, что границы эти весьма условны.

История Кузбасса не насчитывает и века – он был образован в 1943 году. На письмах, которые приходили от моего дяди с фронта значится «Прокопьевский район, Новосибирской области». Исторически территории Томской, Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края имеют много общего. Поэтому и народные традиции у нас не имеют четкого деления. Да и не нужно делить. Сибирь – громаднейшая территория с богатейшей историей, давайте говорить о традициях сибирского танца.

 

Учим не движения – историю

Наши «Красота» и «Ивушки» – коллективы народно-сценического танца. Мы опираемся на историю и традиционную культуру. Наши номера – это обработка, поскольку нет такого понятия как фольклорное танцевание. Фольклорное пение есть. Танца – нет. Мы можем имитировать фольклорное танцевание, но уже не танцевать. Не хочу говорить, что это безвозвратно потеряно. Не потеряно… Приобретено новое.

При постановке номера, я всегда опираюсь на традиции. Иногда материал коплю годами. Лет 15-16 я собирал некрасовский фольклор (некрасовские казаки – потомки казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона) и только потом появился «Танец некрасовских казаков».

Учить танец с детьми мы начинаем не с изучения движений и рисунка, а с изучения истории и традиций этнической группы или губернии. Они должны понимать, что предстоит танцевать, какой характер должен быть показан на сцене. Через танец ребята узнают историю нашей страны. Это очень важный воспитательный момент. О некрасовских казаках, например, дети даже не слышали, пока мы не стали учить номер. Многие факты вызывают у них неподдельное удивление.

Несколько лет назад нашел интересный традиционный обряд финтюрай. С какой территории – непонятно. Думал – Дон. Потом решил, что это смоленщина, но сомнения остались, не стал торопиться с номером. Не зря сомневался. Спустя время выяснилось, что этот обряд с вологодчины. Сцена, конечно, такие ошибки стерпит. А дети? Русский танец – не мода, а традиция. Насколько мы сохраняем эти традиции в танце – сказать сложно. Пусть это даже и отголосок народной культуры, но он долетает – до наших детей и нашего зрителя.

Оксана Стальберг.