Здравствуйте, Светлана Ивановна! Любовь к детям, талант, терпение, самообладание – достаточно ли этого, чтобы стать хорошим учителем?

Настоящий педагог родом из детства – уверена Светлана Седунова. Фото Сергея Могиленца.

На вид – старшеклассница. Но это лишь первое впечатление. Внешняя уверенность в себе – в осанке, подтянутости, и внутренняя – через прямой открытый взгляд и убедительную грамотную речь не оставили сомнений, что перед нами настоящий учитель!

Светлана Ивановна – именно так хочется обращаться к ней – учитель начальных классов в основной общеобразовательной школе №4 поселка Барзас. Мы ненадолго заглянули к ней на урок. Несмотря на присутствие незнакомых гостей, первоклашки сосредоточили внимание на своей учительнице, следя за каждым ее жестом, улавливая каждое ее слово.

А ведь всего несколько месяцев назад она была студенткой. И возвращаясь в педколледж после очередной производственной практики, все еще чувствовала себя ученицей, иногда не до конца уверенной в том, что желание стать учителем не было спонтанным. Но последняя, преддипломная практика стала показательной и решающей. Это было как посвящение в профессию, когда приходит понимание, что выбор жизненного пути не был случайным и напрасным, когда, услышав «Здравствуйте, Светлана Ивановна!», уже точно знала, что обращаются именно к ней.

А ведь шла к этому с детства, в котором игра в «школу» была одной из любимых.

– Мне всегда доставалась роль ученицы, а хотелось быть учительницей. Но подруга, которая была постарше, первая занимала это место. И тогда я с досадой говорила: «Вот вырасту и стану учителем!» – с улыбкой вспоминает Светлана Ивановна. – И в дальнейшем, когда училась в средних классах, ни в какой другой профессии в будущем себя не представляла. Поэтому сразу после девятого подала документы в Кемеровский педагогический колледж. И это стало моим лучшим, на сегодняшний день, решением!

В педагогический колледж принимают без вступительных экзаменов, по среднему проходному баллу. Но он должен быть высоким, чтобы поступить на бюджет, а бюджетных мест в пять раз меньше, чем желающих учиться. Однако осознанное желание стать педагогом есть не у всех поступивших.

– В первый же день в колледже преподаватель психологии задала нам вопрос: «почему выбрали профессию учителя и какова ваша цель?». Очень многие ответили одной фразой: «Потому, что я люблю детей». А я считаю, что любовь к детям, безусловно, должна быть основополагающей в нашем деле, но на одной любви педагогами не становятся. Должен быть интерес к этой профессии, талант, – Светлана Ивановна говорит об этом со знанием дела.

– С подросткового возраста мне нравилось объяснять что-то сверстникам или младшим ребятам. Окружающие отмечали, что у меня получается доносить знания в простой и понятной форме. Будучи школьницей (а училась я в школе №16), наблюдала, как ведут уроки учителя. Моим кумиром была учитель физики Любовь Владимировна Петроченко, при том, что физика давалась мне очень тяжело. Любовь Владимировна само спокойствие: хоть двадцать раз, но будет терпеливо объяснять одно и то же, пока ученик не поймет тему. Беру пример с нее. И так как я человек очень импульсивный, сама себе порой удивляюсь: присутствие детей гасит во мне все «неправильные» эмоции, даже не приходится прилагать усилия, чтобы сдерживать себя – само собой получается.

Итак, любовь к детям, талант, терпение, самообладание – составляющие хорошего педагога. Этого достаточно? Или что-то еще? Светлана Седунова считает, что нужно быть готовым к постоянному, в течение всей жизни, самообразованию и самосовершенствованию, начиная с первого дня. Но учиться вообще не бывает легко, а в педагогическом – тем более. И по признанию самой Светланы Ивановны, учиться в колледже ей было очень трудно, хотелось проявить бунтарский характер, поспорить с методистами, особенно когда чувствовала свою правоту.

– На втором и третьем курсах проходила практику в городских школах Кемерова. Причем, школы для этого выбирает колледж. Методист колледжа присутствует на всех твоих уроках. Я относилась к практике всегда с полной ответственностью. А методисты – со всей строгостью и требовательностью. Иногда казалось, что критика несправедлива, отношение предвзятое, однако теперь понимаю, что для меня это тоже было своего рода школой стойкости. К тому же среди моих наставников были люди, достойные восхищения, такие как Наталья Николаевна Седых, научный руководитель дипломной работы, умеющая поддержать, не дать молодому педагогу разочароваться в профессии в самом начале этого пути,– рассказывает Светлана Ивановна.

Из стремления «сбежать» из-под гиперопеки методистов колледжа на последнем курсе она воспользовалась возможностью самостоятельного выбора школы для прохождения преддипломной практики. И лучшего места, чем сельская школа недалеко от родного дома (ведь сама родом из Барзаса) было не найти.

– Мне дали 3-й класс. Удивила спокойная, доброжелательная обстановка в коллективе, очень благоприятный для педагогов психологический климат, уважительное, а не требовательное, как это часто бывает, отношение к учителю со стороны родителей. После месяца работы здесь у меня не осталось никаких сомнений в правильности выбора профессии. … И школы, в которой я хочу состояться как педагог.

Поймав удивленный взгляд корреспондента (Неужели ей, молодой, талантливой, перспективной и правда здесь нравится?), Светлана Ивановна, словно прочла эту мысль и незамедлительно парировала:

– Не подумайте, что здесь у нас беспросветная глушь. Барзасская школа, может быть, в чем-то и уступает современным городским учреждениям образования, но и у нас есть своя, прекрасно оборудованная «Точка роста», интернет, компьютеры, интерактивная доска в классе. А дети какие замечательные! Мои первоклашки не сидят в гаджетах, а очень любят рисовать – все 18 человек! После уроков и младшие ребята, и дети постарше бегут в сельскую библиотеку, что для меня тоже было удивительным. Родители молодцы – внимательные, выполняют все мои рекомендации, часто помогают организовывать и проводить мероприятия. Я вижу, как дети радуются своим успехам, чувствую отдачу и знаю, что работаю не зря.

В планах Светланы Седуновой – поступление на заочное отделение Кемеровского госуниверситета, а директор школы Людмила Маяцкая намерена поддержать молодого специалиста рекомендацией.

Недавно Светлане Ивановне помимо преподавания в классе, предложили еще одну должность – советник директора школы по воспитанию.

– Должность новая в принципе, в этом учебном году введена во всех школах, нет наработок, предстоит все делать с нуля. Но я уверена, что мне помогут другие педагоги и директор Людмила Федоровна Маяцкая. Один на один с трудностями не оставят. Так же, как всегда, помогает мне мой наставник Ирина Михайловна Беспоместных.

Не пугает молодого педагога и обилие «бумажной» работы (это уже притча во языцех). К тому же, с утверждением единых образовательных программ для всех российских школ, проблем с документацией у педагогов должно поубавиться.

– Это большое дело, – с энтузиазмом подхватывает тему разговора Светлана Ивановна. – Можно будет больше времени уделять ученикам, а не корпеть над планами. Но что касается предметов, где можно проявить себя творчески, мне, как человеку креативному, хочется привнести что-то свое, в чем-то разнообразить программы. Нравится пользоваться наработками других педагогов – их в интернете много. Думаю, и сама своими идеями когда-нибудь захочу поделиться.

Александра Нилова.