Неклассическая династия и классная работа Людмилы Зайнулиной. Как складываются отношения отцов и детей в современной школе и дома

Педагогу важно поддержать в каждом ребенке интерес к тому, что у него хорошо получается, чтобы был стимул двигаться дальше, в этом молодой специалист Людмила Зайнулина и ее наставник Ирина Чирухина полностью согласны. Фото Сергея Могиленца.

Школьные годы чудесные. А какими годы кажутся тем, кто после школы возвращается в родные пенаты? Как работается начинающему педагогу в школе? Как выстраиваются отношения с учениками и наставниками? Об этом мы поговорили с молодым специалистом, учителем начальных классов школы №1 Людмилой Зайнулиной и ее наставником Ириной Чирухиной.

 

Наставничество – распространенная практика в современных школах, которая предусматривает индивидуальную работу опытного учителя с молодым специалистом (имеющим стаж работы до трех лет) с целью передачи навыков и умений ведения педагогической деятельности. Так можно описать отношения двух педагогов по научному определению. А если ссылаться на мнения двух коллег, то это, скорее, взаимовыгодное и приятное сотрудничество.

 

Выпускница и студентка

 

– Всегда интересно, как сейчас готовят учителей. Людмила Дмитриевна охотно делится свежими, полученными в педагогическом колледже знаниями. Отмечу и то, как она виртуозно обращается с самыми актуальными компьютерными программами и приложениями, «на ты» с любой офисной техникой, смартфоном, другими гаджетами. Все свои знания направляет в работу, – рассказывает Ирина Чирухина. – Технологии не стоят на месте, потому и нам есть чему поучиться у молодых учителей.

Людмила Дмитриевна преуспела и в другом. Всего за два с половиной года работы в школе! В прошлом году она со своей ученицей Дарьей Трушковой стала победителем регионального конкурса «Мой любимый учитель», приняла участие в межрегиональном форуме «Классная работа». За инициативность и старательность, большой интерес к профессии Людмила Дмитриевна была выбрана председателем городского совета молодых педагогов, а в школе, несмотря на юный возраст, она является советником директора.

За свои успехи молодой специалист во многом благодарит коллектив и своего наставника Ирину Николаевну. Людмила Дмитриевна считает, что дружеская атмосфера создает благоприятные условия для профессионального развития, творчества, хороших результатов работы.

– Когда «выпустилась» из колледжа, твердо решила работать в родном городе. Но в свою школу возвращаться не думала. Она хорошая, родная, и я благодарна своим учителям за все, что они мне дали, но я боялась, что не смогу стать членом коллектива, то есть психологически так и останусь ученицей для своих бывших педагогов, – рассказала Людмила Дмитриевна. – В школе №1 мне очень нравится, с Ириной Николаевной повезло в том смысле, что мы общаемся как коллеги, несмотря на то, что четко понимаем и выполняем свои роли наставника и молодого специалиста. Она всегда внимательно относится к моим идеям, никогда не отметает их, а дает возможность обсудить, подобрать наилучший способ реализации. Кроме того, у меня всегда есть возможность подойти, спросить, уточнить, просто поделиться неудачей или, напротив, каким-то удачным решением. У меня есть с чем сравнить: подруги, которые учились со мной, а теперь работают в других городах, часто говорят, что мне с наставником повезло, а им просто не с кем обсудить свои радости и печали и даже спросить совета. К сожалению, бывает и такое. В первый год работы мне помогала вся администрация школы. У меня, можно, сказать, и периода адаптации не было, сразу попала в семью и стала членом этой семьи.

К молодому специалисту в коллективе относятся с большим уважением за постоянное стремление к учебе. Людмила пришла устраиваться на работу  в школу№1 не просто выпускницей педагогического колледжа г. Анжеро-Судженска, а еще и студенткой вуза по своему профилю (поступила летом сразу после выпуска). Кроме того, вдохновившись участием в форуме, молодой педагог решила повысить свою квалификацию – получить профессию учителя истории, курсы начнутся уже в марте.

 

Любить и учить

 

Не секрет: чтобы быть хорошим педагогом, нужно самому все время учиться чему-то новому. Но все же учительство дается не каждому целеустремленному и жаждущему знаний, потому что, прежде всего, нужно любить детей. Способность к этой любви, говорят, и есть призвание. И Людмила верит в него, хотя почувствовала это не сразу.

– В нашей семье не было учителей. Я и сама после школы поступила на юридический факультет, ведь моя мама тоже юрист. Однако друзья семьи уговорили забрать документы и пойти в педколледж. Вопреки большим сомнениям, я последовала совету. Может быть, доверилась интуиции, но не пожалела. Вскоре поняла, что педагогика – моя жизнь. Поняла, что могу и хочу общаться с детьми. Вспомнила, что однажды, еще в начальных классах, после школы пошла не домой, а в детсад – возилась там с малышами, мне хотелось за ними присмотреть, научить чему-то новому. В школе на переменах с удовольствием играла с учениками младших классов, у нас было шефство такое своеобразное, – вспоминает Людмила Дмитриевна.

 

Самый первый – второй

 

Первый в жизни класс Людмилы Дмитриевны оказался вторым – то есть 2 «Г». Дети по стечению обстоятельств остались без классного руководителя. Сегодня это уже выпускной 4 «Г». С ними Людмиле Дмитриевне, как она сама сказала, будет тяжело расставаться.

– Это самые лучшие дети! Мои первые и любимые! Добрые, честные, настоящие. Я старалась с ними подружиться, и мне кажется, нам это удалось. Мы все учимся: я учительству, они ученичеству. Нам легко вместе. Можем и посмеяться, поговорить о чем-то, но обязательно вернемся к теме, пройдем и закрепим урок. Они любопытные, любознательные, непосредственные, такими и должны быть дети, – отмечает Людмила Зайнулина.

 

По ее словам, ученики интересуются, как она сама училась в школе. Она охотно рассказывает. Людмила Дмитриевна сравнивает свои школьные годы и нынешние.

– Я еще застала времена, когда в школе были очень строгие порядки. Я, например, стояла в углу. Когда об этом рассказываю, дети смеются, думают, что я шучу. Да не просто стояла, но и учила наизусть стихотворение и пока его не рассказала, не вышла. И дети понимают, что к ним сейчас педагоги относятся по-другому. Сегодня результат во многом зависит от них самих, от их желания учиться, стремиться к поставленной цели. Такой подход мне нравится, но в нем большая роль отводится учителю-мотиватору, – отмечает молодой специалист.

Наставник Людмилы Дмитриевны, педагог с высшим профессиональным образованием, практический психолог Ирина Чирухина согласна с тем, что правильнее все-таки строить отношения с учеником на доверии, понимании, заботе и любви, чем на авторитарных принципах: «сделаешь, как я сказал!».

– Всегда считала, что педагогу важно поддержать в ребенке интерес к тому, что у него хорошо получается, нужно поддержать, поощрить, чтобы у него был стимул двигаться дальше. И важно мотивировать. Современному ребенку важен результат. Нужно проговаривать детям цели, задачи, объяснять, что им даст то, что они выучат, напишут, сдадут. Ученикам будет проще и интереснее справляться с любыми заданиями. В этом наши подходы в работе с Людмилой Дмитриевной сошлись, – отмечает Ирина Чирухина.

 

От дочери – к матери

 

Педагоги школы №1 отмечают феномен семьи молодого специалиста. Если в классической династии профессия переходит от отца к сыну, от матери к дочери, то здесь все наоборот. Можно сказать, что своим примером, девушка пробудила интерес к новой профессии у своей мамы, а может быть – это ее истинное призвание.

— Мама Светлана Владимировна всегда интересовалась моей учебой, я делилась с ней своими впечатлениями о теории и практике в школе. Потом она постепенно пришла к мысли, что ей тоже стоит попробовать поработать в сфере педагогики. Она, уже имея высшее образование, прошла курс повышения квалификации и теперь тоже работает учителем русского языка и литературы в школе №16, – рассказала Людмила. – Можно сказать, что мое обращение к педагогике, в конечном итоге, поменяло не только мою жизнь, но и судьбу моей семьи. Несомненно, в лучшую строну. Ведь заниматься любимым делом – это и есть счастье. Впереди вновь школьные годы и они – чудесные!

Анна Чекурова.