Читатели «Родника» поделились секретами удачного чаепития и рецептами пряников
Пыхтящий во главе стола пузатый самовар, блюдца с вареньем, калачи и баранки, румяные пироги и печатные пряники – сейчас чай так не пьют. Разве что по особенным случаям. В библиотеке «Родник» поселка Барзас каждый июнь находится такой случай – летние посиделки.
Фарфоровая память
Очередные посиделки прошли и нынешним летом. Чаепитие сопровождалось выставкой заварных чайников и чайных пар. Экспонаты в библиотеку принесли жители поселка, пришедшие на чашку чая.
Так, Людмила Григорьевна показала свой сервиз и чайные пары. В семье Ждановых они бережно хранятся как память. Это подарки на серебряную свадьбу – 25-летие совместной жизни, которое супруги Людмила Григорьевна и Юрий Михайлович отмечали в 2004 году.
Черный кофейный фарфоровый сервиз на четыре персоны – подарок музею «Родника» от Зинаиды Петровской. Он хранится в библиотечном музее. Рядом – ее же глиняные малышки: две толстостенные расписные чашки и молочник.
Чайный фарфоровый сервиз с яркими маками принесла Надежда Циркина, а объемный керамический заварник с задиристым петухом – подарок музею библиотеки жительницы Барзаса Александры Цепиловой. На выставке этот заварной чайник – одна из самых зрелых посудин. Он был произведен на Волгоградском заводе шесть десятков лет назад. Примерно такого же возраста и кружка с кофейником. В сентябре Александре Павловне исполнится 90 лет. Посуда – подарок сестры.
Чай на барзасских травах
Чай в императорской России пили все: от крестьян до аристократов. Русская чайная культура восстанавливается по крупицам. Густо такими крохами усеяна русская литература.
«Смеркалось; на столе блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая; под ним клубился легкий пар», – так описывал чаепитие в семье Лариных Пушкин в романе «Евгений Онегин».
У Гоголя помещица в «Мертвых душах» пьет чай с наливкой, знатные дамы из «Записок сумасшедшего» – со сливками Пьют чай и мелкие петербургские чиновники («Шинель»): они «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями». Постоянно чаевничают и герои Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого. Листая страницы, понимаешь, насколько чаепитие органично вошло в русскую культуру.
Чайные посиделки прочно вошли в быт и барзасского «Родника». Если позволяет погода, стол накрывают на улице. Гости библиотеки завели свою чайную традицию – заваривать на посиделках чай из трав, собранных здесь же, в Барзасе. Жительница поселка Мария Ткаченко советует собирать травы до праздника Ивана Купалы (он приходится на 7 июля), чтобы сохранить всю их силу и пользу.
Мария Семеновна, кроме трав, собирает шиповник, цвет рябины, липы. Готовит впрок, чтоб хватило на долгую зиму. Никаких секретов для сбора и хранения нет. Главное – сухая погода, а хранить цвет и травы можно в обыкновенных стеклянных баночках.
Медовый хлеб
В старину чай пили вприкуску с сахаром, медом, баранками и пряниками. Об истории пряника и его появления в России гостям рассказала заведующая библиотекой «Родник» Зульфия Самсанович:
– Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках – около 350 года до н.э. Уже древние египтяне знали о них: при вскрытии египетской гробницы в ней были обнаружены выпечные изделия из меда. У римлян лакомство называлось panus mellitus. Это были намазанные медом лепешки, которые с ним же и выпекались. При раскопках в Италии исследователи обнаружили глиняные негативы, которые служили формами для изготовления выпечных изделий из меда – медовников.
Первые пряники на Руси появились около IX века, и назывались они медовым хлебом. Тесто состояло из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в медовый хлеб стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда появились экзотические пряности из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое нам известно.
И полечить, и поиграть
С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Они разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые… Например, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника – гости понимали, что праздник окончен и пора расходиться по домам, поэтому пряник называли разгонный.
В Рождественские святки самым ценным подарком колядовщикам был пряник как символ благополучия, процветания и богатства. К Новому году и Рождеству пеклись пряничные фигурки в форме церквей, животных и деревьев, барышень и кавалеров, сказочных персонажей и т.д.
Считалось, что пряники, выпеченные в монастырях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении тяжких недугов. Поэтому монастырские служки выпекали их с особым усердием, украшая с обратной стороны заглавными буквами имен архангелов.
А еще небольшие пряники использовались для игры. Игроки кидали пряник. Чей летел дальше всех и при падении не разбивался, тот игрок и побеждал. Известны и ярмарочные пряничные забавы: одним движением руки нужно было разломить пряник на три равные части.
В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали пряники по уникальным рецептам, которые передавались из поколения в поколение.
Тульский мягкий пряник известен всем, а о поморских козулях знают немногие. Козули – это силуэтные пряники, которые до сих пор выпекают в Архангельске, Мурманске и других северных городах. Название происходит не от русского слова «коза», а от поморского – «завиток», «змейка». Традиция их изготовления связана с Рождеством и святками. Фигурки лепили из теста накануне праздника и выносили их в сени, а утром 7 января козули с мороза опускали на 5-10 минут в кипяток. Достав, присыпали мукой и отправляли в печь.
В Берёзовском тоже были свои пряники. Жители до сих пор вспоминают мягкие пряники с глазированной надписью Берёзовский, которые выпекал местный хлебозавод.
У каждой хозяйки и сейчас наверняка найдется «проверенный» рецепт пряников. На чайные посиделки гости пришли со своим угощением. В теплой душевной атмосфере за чашкой ароматного травяного чая женщины вели неспешные разговоры по душам, вспоминали о своих семейных традициях чаепития и делились рецептами свежеиспеченных пряников, которые принесли к столу.
Ксения Керн.
Кухня народная
Пряники из Барзаса
Своими рецептами пряников с читателями «Моего города» поделились Мария Ткаченко и Людмила Жданова.
Угощение на рассоле
Рецепт пряников Людмилы Григорьевны, по ее словам, родом из девяностых, которые не отличались продовольственным изобилием. Времени и сил на выпечку уходит немного, да и продукты самые обыкновенные.
Ингредиенты:
– 1 стакан рассола,
– 1 стакан сахара,
– 0,5 стакана подсолнечного масла,
– 4 стакана муки.
Подготовленные ингредиенты смешать и замесить тесто. Из теста выкатать пласт толщиной примерно один сантиметр и вырезать пряники. В качестве формы можно использовать стакан или рюмку. Выпекать изделия при температуре 180 градусов 20-25 минут.
С глазурью и маком
Мария Семеновна поделилась рецептом пышных пряников на молоке.
Ингредиенты:
Тесто:
– 1,5 стакана молока,
– 50 г. сливочного масла,
– 1,5 стакана сахара,
– 2 стакана муки,
– 3 яйца,
– 1 пакетик мака,
– 1 столовая ложка соды (гашеной).
Глазурь:
– 0,5 стакана молока,
– 2 стакана сахара.
Смешать молоко, сахар, мак и масло и вскипятить. Когда смесь закипит, всыпать муку и заварить тесто. Снять кастрюлю с плиты, добавить в смесь яйца, гашеную укусом соду и замесить тесто. Готовое тесто раскатать пластом толщиной около двух сантиметров и вырезать пряники. Выпекать в прогретой до 200 градусов духовке, пока не подрумянятся.
Пока пряники пекутся, готовим глазурь. Сахар всыпать в молоко и вскипятить. Варить глазурь до загустения. Готовые прянички Мария Семеновна ссыпает в таз (подойдет любая глубокая емкость), поливает глазурью и перемешивает. Сверху пряники можно присыпать сахарной пудрой.
Приятного аппетита!