Читатели «Родника» поделились секретами удачного чаепития и рецептами пряников

Пыхтящий во главе стола пузатый самовар, блюдца с вареньем, калачи и баранки, румяные пироги и печатные пряники – сейчас чай так не пьют. Разве что по особенным случаям. В библиотеке «Родник» поселка Барзас каждый июнь находится такой случай – летние посиделки.

 

Фарфоровая память

Очередные посиделки прошли и нынешним летом. Чаепитие сопровождалось выставкой заварных чайников и чайных пар. Экспонаты в библиотеку принесли жители поселка, пришедшие на чашку чая.

Так, Людмила Григорьевна показала свой сервиз и чайные пары. В семье Ждановых они бережно хранятся как память. Это подарки на серебряную свадьбу – 25-летие совместной жизни, которое супруги Людмила Григорьевна и Юрий Михайлович отмечали в 2004 году.

Черный кофейный фарфоровый сервиз на четыре персоны – подарок музею «Родника» от Зинаиды Петровской. Он хранится в библиотечном музее. Рядом – ее же глиняные малышки: две толстостенные расписные чашки и молочник.

Чайный фарфоровый сервиз с яркими маками принесла Надежда Циркина, а объемный керамический заварник с задиристым петухом – подарок музею библиотеки жительницы Барзаса Александры Цепиловой. На выставке этот заварной чайник – одна из самых зрелых посудин. Он был произведен на Волгоградском заводе шесть десятков лет назад. Примерно такого же возраста и кружка с кофейником. В сентябре Александре Павловне исполнится 90 лет. Посуда – подарок сестры.

 

Чай на барзасских травах

Чай в императорской России пили все: от крестьян до аристократов. Русская чайная культура восстанавливается по крупицам. Густо такими крохами усеяна русская литература.

«Смеркалось; на столе блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая; под ним клубился легкий пар», – так описывал чаепитие в семье Лариных Пушкин в романе «Евгений Онегин».

У Гоголя помещица в «Мертвых душах» пьет чай с наливкой, знатные дамы из «Записок сумасшедшего» – со сливками Пьют чай и мелкие петербургские чиновники («Шинель»): они «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями». Постоянно чаевничают и герои Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого. Листая страницы, понимаешь, насколько чаепитие органично вошло в русскую культуру.

Чайные посиделки прочно вошли в быт и барзасского «Родника». Если позволяет погода, стол накрывают на улице. Гости библиотеки завели свою чайную традицию – заваривать на посиделках чай из трав, собранных здесь же, в Барзасе. Жительница поселка Мария Ткаченко советует собирать травы до праздника Ивана Купалы (он приходится на 7 июля), чтобы сохранить всю их силу и пользу.

Мария Семеновна, кроме трав, собирает шиповник, цвет рябины, липы. Готовит впрок, чтоб хватило на долгую зиму. Никаких секретов для сбора и хранения нет. Главное – сухая погода, а хранить цвет и травы можно в обыкновенных стеклянных баночках.

 

Медовый хлеб

В старину чай пили вприкуску с сахаром, медом, баранками и пряниками. Об истории пряника и его появления в России гостям рассказала заведующая библиотекой «Родник» Зульфия Самсанович:

– Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках – около 350 года до н.э. Уже древние египтяне знали о них: при вскрытии египетской гробницы в ней были обнаружены выпечные изделия из меда. У римлян лакомство называлось panus mellitus. Это были намазанные медом лепешки, которые с ним же и выпекались. При раскопках в Италии исследователи обнаружили глиняные негативы, которые служили формами для изготовления выпечных изделий из меда – медовников.

Первые пряники на Руси появились около IX века, и назывались они медовым хлебом. Тесто состояло из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в медовый хлеб стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда появились экзотические пряности из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое нам известно.

 

И полечить, и поиграть

С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Они разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые… Например, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника – гости понимали, что праздник окончен и пора расходиться по домам, поэтому пряник называли разгонный.

В Рождественские святки самым ценным подарком колядовщикам был пряник как символ благополучия, процветания и богатства. К Новому году и Рождеству пеклись пряничные фигурки в форме церквей, животных и деревьев, барышень и кавалеров, сказочных персонажей и т.д.

Считалось, что пряники, выпеченные в монастырях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении тяжких недугов. Поэтому монастырские служки выпекали их с особым усердием, украшая с обратной стороны заглавными буквами имен архангелов.

А еще небольшие пряники использовались для игры. Игроки кидали пряник. Чей летел дальше всех и при падении не разбивался, тот игрок и побеждал. Известны и ярмарочные пряничные забавы: одним движением руки нужно было разломить пряник на три равные части.

В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали пряники по уникальным рецептам, которые передавались из поколения в поколение.

Тульский мягкий пряник известен всем, а о поморских козулях знают немногие. Козули – это силуэтные пряники, которые до сих пор выпекают в Архангельске, Мурманске и других северных городах. Название происходит не от русского слова «коза», а от поморского – «завиток», «змейка». Традиция их изготовления связана с Рождеством и святками. Фигурки лепили из теста накануне праздника и выносили их в сени, а утром 7 января козули с мороза опускали на 5-10 минут в кипяток. Достав, присыпали мукой и отправляли в печь.

В Берёзовском тоже были свои пряники. Жители до сих пор вспоминают мягкие пряники с глазированной надписью Берёзовский, которые выпекал местный хлебозавод.

У каждой хозяйки и сейчас наверняка найдется «проверенный» рецепт пряников. На чайные посиделки гости пришли со своим угощением. В теплой душевной атмосфере за чашкой ароматного травяного чая женщины вели неспешные разговоры по душам, вспоминали о своих семейных традициях чаепития и делились рецептами свежеиспеченных пряников, которые принесли к столу.

Ксения Керн.

 

 

Кухня народная

Пряники из Барзаса

Своими рецептами пряников с читателями «Моего города» поделились Мария Ткаченко и Людмила Жданова.

Угощение на рассоле

Рецепт пряников Людмилы Григорьевны, по ее словам, родом из девяностых, которые не отличались продовольственным изобилием. Времени и сил на выпечку уходит немного, да и продукты самые обыкновенные.

Ингредиенты:

– 1 стакан рассола,

– 1 стакан сахара,

– 0,5 стакана подсолнечного масла,

– 4 стакана муки.

Подготовленные ингредиенты смешать и замесить тесто. Из теста выкатать пласт толщиной примерно один сантиметр и вырезать пряники. В качестве формы можно использовать стакан или рюмку. Выпекать изделия при температуре 180 градусов 20-25 минут.

 

С глазурью и маком

Мария Семеновна поделилась рецептом пышных пряников на молоке.

Ингредиенты:

Тесто:

– 1,5 стакана молока,

– 50 г. сливочного масла,

– 1,5 стакана сахара,

– 2 стакана муки,

– 3 яйца,

– 1 пакетик мака,

– 1 столовая ложка соды (гашеной).

Глазурь:

– 0,5 стакана молока,

– 2 стакана сахара.

Смешать молоко, сахар, мак и масло и вскипятить. Когда смесь закипит, всыпать муку и заварить тесто. Снять кастрюлю с плиты, добавить в смесь яйца, гашеную укусом соду и замесить тесто. Готовое тесто раскатать пластом толщиной около двух сантиметров и вырезать пряники. Выпекать в прогретой до 200 градусов духовке, пока не подрумянятся.

Пока пряники пекутся, готовим глазурь. Сахар всыпать в молоко и вскипятить. Варить глазурь до загустения. Готовые прянички Мария Семеновна ссыпает в таз (подойдет любая глубокая емкость), поливает глазурью и перемешивает. Сверху пряники можно присыпать сахарной пудрой.

Приятного аппетита!