Может ли мама воспитать мужчину?

Фото: rsp-net.ru

Настоящего мужчину может воспитать только мужчина. А что делать, если его нет? Если мама одна? Как женщине воспитать в сыне мужественность? Об этом на двухдневном семинаре-практикуме рассказала Марина Писаревич, практикующий психолог в области семейных, детско-родительских отношений и внутриличностных конфликтов.

Женская линия

– Кто сегодня воспитывает детей? Мамы, бабушки, воспитатели в детском саду, учителя в школе – преимущественно одни дамы. Так получается, мужчинам с раннего детства прививаются женские ценности, взгляды и установки на жизнь. Причину этого нужно искать не в ребенке, а в себе.

Жизнь каждого человека состоит из череды кризисов, которые приходятся на определенный этап развития. Но что такое кризис? Само слово окрашено негативными тонами. Но кризис психического развития вовсе не означает что-то плохое. Это не кризис, например, болезни, после которой наступает выздоровление. Это нечто иное. Это перестройка, глобальное, качественное изменение. Я расскажу о кризисных моментах в детском и подростковом возрасте и тех ошибках, которые совершают родители.

Принять и родить

– Когда нужно начинать воспитывать – вопрос, который задают мне родители. Но что значит воспитание? Воспитать – значит питать, напитывать, наполнять ребенка нравственно.

Воспитание начинается с момента зарождения жизни. Узнав о беременности, что может сделать мама? Она должна принять своего малыша. Первые три недели беременности – время выбора. До 12 недель женщина может сделать аборт. Все эмоции, которые она ощущает, передаются и эмбриону.

Первый кризис, который испытывает человек, – рождение. Плод умирает, ребенок рождается. Что необходимо сделать в этот момент? Нужно приложить младенца к материнской груди.

В силу своей работы я каждую неделю бываю в роддоме и вижу, как женщины кормят младенцев. Что они делают в этот момент? Сидят в телефонах. Такого быть не должно! Кормление – это общение мамы с ребенком. В этот момент происходит закрепление базового доверия к матери.

Позже ребенок начинает произносить звуки. Общайтесь с ним на его «языке». Повторяйте то, что он произносит. Почему? Чтобы младенец чувствовал, что его понимают.

До полутора лет ребенок познает мир через окружающие его предметы. Что делают мамы? Они начинают сюсюкать. Нельзя! Проговаривайте малышу все, что его окружает. Подошли к окну. Что мы видим? Перечислите. Разговаривайте с ребенком нормальным языком.

Марина Писаревич: «мама боятся за сыновей и своими страхами ограничивают их возможность учиться на собственных ошибках и развиваться». Фото из группы проекта «Настоящий отец» ВКонтакте.

 

Мамина помада

К 2-2,5 годам происходит половая идентификация. Одиноким мамам, конечно, приходится сложнее, ведь перед глазами у мальчика нет мужского примера. Но и в полных семьях не все всегда гладко. Когда мальчишка видит, что папа надевает трико, у него возникает вопрос: «А почему я в колготках?».

Ребенок подражает своим родителям. Когда маминой помадой мальчик красит губы, что делают взрослые? Умиляются. Он видит, что маме его поступок понравился, и повторит его. Он будет стараться соответствовать ее ожиданиям.

Какой должна быть реакция мамы? Отругать? Нет. Ребенку нужно объяснить, что вот это делают девочки и женщины, а вот так поступают мальчики и мужчины. Даже в играх с ребенком нужно делать это. Выбирайте персонаж, говорите, какого он пола и проговаривайте его личностные качества и поступки.

С другой стороны, с раннего детства воспитывать сугубо мужские качества – это родительская ошибка. Успех ребенка по жизни закладывается от сближения в его характере и мировосприятии мужских и женских начал. Безусловно, с преобладанием «нужных». Если мальчик плачет от боли, не стыдите его, приговаривая: «Ноешь, как девчонка. Будь мужиком!». А он еще не готов к этому… Не нужно ломать его. Мальчик должен понять, что такое боль. Скажите, что он сильный, что он справится и перетерпит эту боль.

 

«Удобный» ребенок

– Очередной кризис наступает в 3 года. Что говорит ребенок? Я сам. Что отвечает мама? Туда не ходи – опасно, этого не делай – поранишься. Скажите, а откуда ему это знать? Если он ни разу не наливал молоко, как он может знать, что может его пролить?

Мамы боятся за сыновей и своими страхами ограничивают их возможность учиться на собственных ошибках и развиваться. Кроме того, они дают толчок для развития неуверенности в себе и собственных силах. Малыш долго одевается в детском саду, вместо того чтобы терпеливо ждать, мама начинает одевать его сама.

На самом деле такой подход скрывает материнский эгоизм. Избыток опеки – это лишь желание воспитать «удобного» для себя ребенка – послушного тихого умницу. Заглушать здоровые мальчишеские проявления – значит искажать мужскую природу.

Даже в три года мальчик хочет чувствовать себя силачом. Проявляйте перед ним женскую слабость. Не гасите в нем это желание. Просите его о помощи – донести сумку, помыть посуду, убрать игрушки. У ребенка с трех лет обязательно должно быть какое-нибудь дело по хозяйству, за которое он должен нести ответственность. Пусть он это сделает не очень аккуратно, и маме придется все переделывать. Но переделайте так, чтобы он этого не увидел. А сына обязательно похвалите за помощь. Не скупитесь на эмоции. Ребенок должен слышать похвалу.

 

Смена авторитетов

– Следующий кризис наступает в возрасте 7 лет. Это мощный социальный кризис. Ребенок идет в школу. Что теперь часто приходится слышать от мамы? Ты же взрослый, ты в школу пошел! Но еще вчера он был маленьким…

Все существующие возрастные рамки – лишь ориентиры. Каждый ребенок уникален, поэтому тот или иной этап он может пережить раньше или позже.

Так, если ребенок стал первоклассником в 6 лет, то конкретно этот кризис он переживет в шестилетнем возрасте.

Суть кризиса заключается в перестройке доминирующего авторитета. Ребенок перестает ориентироваться только на свою семью. В его жизни появляется другой авторитет – школьный учитель.

С этого возраста у мальчиков начинает активно формироваться понятие мужественности. Для них очень важно, чтобы перед глазами был пример – папа, дедушка, дядя или тренер спортивной секции. Это помогает выстраивать в душе мальчика образ настоящего мужчины.

Кстати, героя для себя он может выбрать не только из своего окружения. Пример для подражания мальчик может найти в книгах или фильмах. Поэтому выбирайте для совместного просмотра или чтения с раннего детства «правильные» литературные произведения и киноленты.

 

Молчаливый бунт

– Следующий кризисный момент наступает в 12 лет. Подростковый бунт. По сути, это продолжение кризиса трехлетнего возраста. Но если тогда перед ребенком стоял вопрос: «Кто я в семье?», то сейчас он звучит по-другому: «Кто я в социуме?». На этом этапе у ребенка происходит переоценка авторитета родителей. Он их обесценивает.

Но все дети протестуют по-разному. В моей практике был такой случай. Пришла мама с двенадцатилетним сыном. Мама говорит: «Он ничего не хочет делать». Я посмотрела на мальчика. На дворе зима, и он закутан, как матрешка! Так кутают разве что совсем еще маленьких детсадовцев. Оказалось, что этого мальчика воспитывают одинокая мама, бабушка и прабабушка. Они за него делали абсолютно все! В какой-то момент решили, что обязанности у него все-таки должны быть, что он должен проявлять инициативу. Но они воспитали мальчика совершенно безынициативным. Он привык, что за него все решают и только говорят, что ему делать. Это стало для него нормой. Подросток не хочет ничего менять, ему и самому так удобно. Это его позиция, это его «бунт».

 

Ну, сделайте что-нибудь!

Когда ко мне приходят такие мамы и говорят: «Ну, сделайте с ним хоть что-нибудь, а я – умываю руки», – я каждый раз удивляюсь. Они расписываются в своей беспомощности и самоустраняются. Психолог – это не волшебник. Я не могу взмахнуть палочкой и двумя-тремя словами изменить ситуацию. Хорошо, даже если я с ним поработаю и удастся хоть что-то изменить, но вернется-то он опять к вам. А готова ли меняться мама? В большинстве случаев, к сожалению, не готова. Но если ничего не менять, результата не будет.

Есть три этапа в обучении человека: шепот любви, голос совести и рупор страданий. Первое мы не слышим, на второе закрываем глаза. Большинство начинает чему-то учиться, когда дело доходит до рупора страданий. Мы учимся только через страдания, набивая шишки на собственных ошибках. Как устроен человек? Он уверен, что в жизни должно быть сплошное счастье. Без трудностей. Но одно счастье никогда на человека свалиться не будет. Без сложностей и ошибок не обойтись.

Принятие ответственности и самостоятельности – вот что мамы должны воспитывать в своих сыновьях с малых лет.

Подготовила Оксана Стальберг.