На что нам Арктика?

 

Неделю назад на севере Чукотского моря, северо-восточнее острова Врангеля, на 76-й широте, найдена льдина для новой российской дрейфующей станции «СП-38». Это громадное поле льда двухметровой толщины площадью 8 на 12 км. Россия возвращается в Арктику.

 

Первая мысль, которая возникла у меня: зачем тратить огромные средства на ковыряние льда? Отправить на атомном ледоколе «Россия» экспедицию в Арктику пусть по деньгам не то же самое, что отправить корабль «Союз» на международную космическую станцию, но сопоставимо.
Но тут же появилась вторая мысль: российские люди всегда были лидерами в покорении Арктики и Антарктики – уступать нельзя. Первая мысль перебивает: а для чего это нужно? Блажь да и только!
На борту ледокола – участники очередной дрейфующей станции «Северный полюс». Пятнадцать полярников проведут на ней около года,  с помощью новейшего оборудования они будут изучать океан, лед и атмосферу в арктическом регионе. На льдину предстоит перебросить около 300 тонн разных грузов. Надо полагать, что бюджетных денег будет потрачено уйма.
Как это все объясняют компетентные люди? Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что нынешняя активность России в Арктике обусловлена заботой о будущих поколениях граждан страны. Здорово, но не совсем ясно. Минприроды Юрий Трутнев гораздо конкретней: «Россия претендует на значительные территории арктического шельфа».
По оценке министра, в «российском секторе» Арктики могут находиться до 100 млрд. тонн запасов нефти и газа. Россия уже несколько раз подавала в соответствующую комиссию ООН заявки на свое право осваивать шельф, но от нее каждый раз требовали дополнительных данных. «Сбор дополнительной информации по батиметрии и сейсмике обойдется бюджету в 2 миллиарда рублей», – заявил Лавров.
Два миллиарда – не так уж много, если речь идет о нефти и газе. Министр уверен, что добыча углеводородов на шельфе будет выгодной. Специалисты считают, что доля добавленной стоимости при добыче углеводородов и таких минералов, как сурьма, апатиты, металлы, в Арктике достаточно высока – около 60%. Добавленная стоимость – это, говоря популярным языком, то, что прирастает к вложенному капиталу.
За Арктику надо бороться. Тем более, что она – как бы продолжение российской территории. Но кроме России на нее претендуют Канада, США, Норвегия и Дания. Чем их «бить»? Доказательствами, что арктический шельф по рельефу, минеральному содержанию – продолжение континента, на котором лежит Россия. Вот и отправлена научная экспедиция во главе с известным полярным исследователем Артуром Чилингаровым.
Доказательства помогут России в комиссии ООН по морскому праву бороться за Арктику. Если России все-таки удастся закрепить за собой этот регион, то ее экономические и политические позиции укрепятся. Появятся и новые оборонные проекты.
Наши мужественные исследователи, продолжатели традиций русских землепроходцев, знают что делают.
Юрий Михайлов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.