Есть ли проблемы в народной хореографии? Константин Ляпин высказался на «Акколаде»

Константин Ляпин, педагог хореографического отделения детской школы искусств №14, балетмейстер-постановщик, этнограф, стал спикером II Сибирского музыкального форума «Акколада».

 

Развивать или заморозить?

Площадкой для проведения форума стала государственная филармония Кузбасса им. Б. Т. Штоколова. «Акколаду» посвятили Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Участниками стали более 760 гостей из 14 регионов страны – доктора искусствоведения и педагогических наук, заслуженные работники культуры и народные артисты, культурологи, профессоры, руководители концертных и профильных образовательных учреждений. В течение трех дней на семи площадках проходили концерты, выставки, лекции, дискуссии, круглые столы и мастер-классы.

Константин Ляпин выступил спикером на одной из открытых дискуссий, которую вел Вячеслав Нилов, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института художественного образования и культурологии Российской академии образования. Участники обсуждали проблемы русской народной хореографии.

– Один из наиболее острых вопросов – стилизация, обработка фольклорного материала. Нужно ли это делать или важно сохранить именно исходный, аутентичный, вариант? Вячеслав Нилов высказался за сохранение фольклорных традиций в неизменном виде. В какой-то мере я с ним согласен. Однако считаю, что полностью оставить его «замороженным» нельзя. Важно сохранить канву, но видоизменив детали в современных традициях, – высказал свою позицию Константин Ляпин. – Объясню, почему я так думаю. Простой народ танцевал и пел, в первую очередь, для себя. А мы сейчас работаем на сцене, поем и танцуем для зрителя. Существуют определенные каноны и правила, которые необходимо соблюсти, чтобы заинтересовать аудиторию. Неподготовленный зритель не станет слушать, например, аутентичные заунывные песни – ему это будет неинтересно.

 

Новая жизнь

Долгое время Константин Юрьевич избегал такого понятия, как стилизация:

– В 2019 году мы выступали в Санкт-Петербурге на международном фестивале «Интерфолк». Мне довелось поговорить с руководителем Белорусского государственного ансамбля песни и танца «Белые росы», который был в жюри. Он говорил, что стилизация дает новую жизнь фольклору, новую жизнь народной танцевальной традиции. Если мы не станем этого делать, народная культура будет вымирать. Я много думал над его словами, много общался с коллегами из разных регионов. В итоге – перестал бояться слова «стилизация». Когда мне говорят: «Ты стилизуешь», я спокойно к этому отношусь. Мы все стилизуем, обрабатываем фольклорный материал. Мы пытаемся заинтересовать современного зрителя, воспитать у него понимание, кто мы, русские, есть на самом деле.

 

Отдать, чтобы сохранить

В рамках форума прошли мастер-классы по исполнительству, игре на музыкальных инструментах, хореографии. Один из них, по народно-сценическому танцу, провел Константин Ляпин.

– Я взял номер «Сибирская расскачина», материал для которого когда-то был собран в Томской области. Я с удовольствием делюсь тем, что знаю, и не боюсь, что кто-то сделает похожий номер. За последние годы я видел номера, в основе которых мой материал «Сибирской расскачины». Пусть люди пользуются. Но если уж берут, я хочу, чтобы номер был исполнен на должном уровне. Однажды я приехал на мастер-класс в один из городов Томской области и на сцене увидел свои номера. Руководитель коллектива, конечно, не ожидала увидеть меня на концерте. Ей было очень неудобно. Взять чей-то номер сейчас легко. Исполнить его на том же уровне – задача не из легких. Ее коллектив был не готов к таким номерам. Профессионалы никогда не будут «сдирать» чей-то номер. У меня спрашивают разрешение на использование моего материала. Я делюсь, ведь обрамляет канву каждый по-своему. Если мы не будем отдавать то, что знаем, не будем делиться, как мы сохраним нашу культуру?

Оксана Стальберг.