Пример или запрет?

Алла Шестерикова, педагог-психолог, директор Центра диагностики и консультирования:

— Инстинкт самосохранения заложен в нас природой, и многие поступки мы совершаем в результате проявления этого инстинкта. Но еще большее число поступков мы совершаем вопреки ему.

 

Учитывая возрастные особенности ребенка с его пока еще небольшим жизненным опытом, взрослые непременно приходят к вопросу: как же доступнее и эффективнее объяснить чаду об опасностях, которые могут его подстерегать в жизни? Может, слегка напугать? Нет, лучше просто запретить! Или вообще оградить от опасности?! Пусть сидит возле мамы или бабушки и играет, например, с мягкими игрушками!
Итак. Первое, о чем надо помнить молодым родителям: навыки безопасного поведения  надо воспитывать, а для этого у ребенка должна быть потребность в них. Потребность может возникнуть только тогда, когда человек реально попал в жизненную ситуацию, которая заставляет его учиться тому, чего он не знает и не умеет. Причем, если ситуация не вызвала у человека сильного эмоционального стресса, то и его практические действия мало эффективны. В этом-то и заключается главная трудность! Родители могут смоделировать небольшую ЧС для формирования потребности у ребенка овладеть навыками безопасного поведения. Или: родители ничего не предпринимают до тех пор, пока не случится опасная ситуация, и на её примере разъясняют ребёнку ее причины и следствия.
Заметим, на конкретных переживаниях надо не запугивать и устрашать ребенка, а объяснять ему, почему он попал в такую опасную передрягу, как можно было этого избежать, что бы ему помогло в той или иной ситуации. Если что-то в вашем рассказе или показе примера из реальной жизни испугает ребенка, то при возникновении такой же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор», «застыть от ужаса» и попасть в опасную ситуацию, чаще всего безвыходную.
Задумайтесь над тем, что лучше и охотнее всего любят делать дети? Конечно же, подражать нам, взрослым, при этом они, в дальнейшем, подсознательно «на автомате» в похожих ситуациях поступают именно так, как это делаем мы. Соблюдаем ли мы сами, например, правила дорожного движения, общаемся или нет с незнакомыми людьми и визитерами, спрашиваем «Кто там?» при открывании дверей незнакомцам и многому другому.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.