Писатель из Мурманска Дмитрий Коржов — в Берёзовском

Дмитрий Коржов в ДШИ №14 г. Берёзовского. Фото Оксаны Стальберг.

«Писатель в маленьком городе» – проект Совета молодых литераторов Кузбасса, реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Уже из названия ясна его суть – в небольшие города нашего региона приезжают литературные корифеи из разных уголков России. В сентябре в Берёзовский приезжал Дмитрий Мурзин из Кемерова, в ноябре  Инна Теплова из Калуги. Сегодня – о встрече с Дмитрием Коржовым из Мурманска, поэте, прозаике, литературном критике, журналисте, члене Союза писателей России.

– Кузбасс – удивительно красивый край! Здесь я впервые увидел тайгу. Это такое величие! Такой простор! – поделился своими впечатлениями Дмитрий Валерьевич. – «Писатель в маленьком городе» для меня лично – это проект о людях. Нечто подобное я делаю и в своем регионе. Я побывал во всех городах (да и во многих поселках) Кольского полуострова. Езжу по стране. Мне интересны люди, перед которыми я выступаю. Любопытно, как устроены города. Интересно творчество. Например, поэзия. Поэтический язык везде разный. Здесь, в Сибири, он многолик и необъятен.

На творческой встрече Дмитрий Коржов представил свою трилогию «Мурманцы» – о городе «прочно забытом, едва ли не фантастическом». Первый роман «Мурманцы», давший название трилогии, – мир 1918-1920 годов. В белогвардейском Мурманске устанавливается советская власть. Сложный период не только для города, но и для всей страны.

– «Мурманцы» вышли небывалым для регионального издательства тиражом – три тысячи экземпляров. Для региона это очень много, – отметил Коржов. – Финал книги открытый. Меня часто спрашивали: «А будет ли продолжение?». И в какой-то момент я понял, что нужно продолжить.

Временные рамки второго романа «Мурманцы – 1942» не широки: июнь 1942 – март 1943. Третий – «Город между морем и небом» – охватывает 1962-1963 годы. Судьбы героев трилогии неотрывны от отечественной истории XX века. Но все же главный герой всех трех романов – город. Нежно любимый автором Мурманск.

В повествовании историческая правда переплетается с художественным вымыслом. В «Мурманцах» мелькает Сталин, безымянный командующий флотом Адмирал, женщина-капитан… Персонажи прописаны так живо, что далекому от истории Мурманска читателю порой остается лишь гадать, кто же из героев жил в реальности, а кого автор просто выдумал.

– Да, что-то мне приходилось придумывать. Как автор художественного произведения, я могу это сделать. Это все-таки не документальный роман. Но главная сложность в том, чтобы сделать это, не перечеркнув историческую правду: эпоху, личности, – объяснил писатель.

Дмитрий Коржов – не только прозаик, но и поэт. На вопрос о том, что писать проще, стихи или прозу, Дмитрий Валерьевич ответил:

– Сложно сказать. С точки зрения появления текста это очень непохожие явления. Проза дает автору больше пространства для высказывания, у прозаика не только один эпитет, чтобы емко описать предмет. Но проза в отличие от поэзии требует методичности, даже механистичности. Особенно большая проза. Она мимоходом не делается. Когда я пишу что-то, определяю себе четкий план на день – не менее пяти тысяч печатных знаков. Каждый день. Писатель, как спортсмен. Чтобы получить результат, нужны систематические тренировки. А стихотворение можно написать (условно) и за два часа. И поводом могут стать совершенно случайные вещи. Приходит образ – рождается стихотворение. Объясню. Я как-то смотрел замечательный, довольно известный фильм «Осень» кинорежиссера Андрея Смирнова. Причем, не первый раз уже смотрел. В одном из диалогов прозвучала фраза «злое белое вино». Эта фраза стала частью моего стихотворения «Русский пир»: «Даст Бог, умолкнем мы не скоро… У русских так заведено – вести ночные разговоры под злое белое вино»…

Литературный критик, журналист, поэт, прозаик… А кого из писателей рекомендует почитать Дмитрий Коржов?

– Из современной литературы, например, «Санькя» Захара Прилепина. На мой взгляд, очень хороший русский язык, да и сама история такая пронзительная. Из поэзии я бы порекомендовал Полину Орынянскую. Из классиков – Бунин, Шмелев, Набоков, но опять же очень выборочно: «Другие берега» и «Подвиг», например. Я просто рекомендую читающим людям не зацикливаться на какой-то одной традиции. Литература – это же океан с множеством течений!