Град «купеческий»

17 января 2014|Юрий Михайлов

Только за девять месяцев 2013 года товарооборот по округу составил более 4,7 миллиарда рублей. На 312 предприятиях розничной торговли работают 1,5 тысячи человек (около 8% от среднегодовой численности занятых в экономике городского округа). И можно констатировать, что торговля стала одним из «китов», на которых базируется экономика города.

 
 
 В прежние времена работу всей торговой системы Берёзовского контролировали орсы (отделы рабочего снабжения «Берёзовскуголь» и «ЯяЛес»). В строящихся микрорайонах открывались новые магазины, и каждый раз это становилось заметным событием. В одном из ноябрьских номеров 1982 года газеты «За коммунизм» сообщается об открытии нового магазина на улице Волкова: просторные помещения, достаточный ассортимент товаров: колбасы, сыры, соки…

Сейчас открытие торговой точки для нас – рядовое событие. Шикарные витрины нас тоже давно не завораживают. Многочисленные неряшливые киоски заменены уютными павильонами. Их сегодня – 55 (киосков осталось 24). И жалоб на невежество продавцов вроде бы поуменьшилось. А ведь в прежнее время была большая проблема.
«Ярким примером может служить магазин № 40 в микрорайоне, – пишет
Т. Уланова в заметке «Роль магазина» (газета «За коммунизм» от 9 сентября
1982 г.). – Покупатели, наверное, заметили, что в последнее время здесь что-то изменилось. Что же? Будто кто-то заставил продавцов быть вежливее, приветливее, тот же товар показать иначе, с большим вкусом. Уютнее в залах, чище».
Встречаются и сегодня нерадивые продавцы, но избавиться от них теперь гораздо легче: рынок внес свои коррективы. И с эстетической стороны торговые учреждения намного интересней. Излишества, вычурность рекламы уже и не приветствуются.
Ассортимент в магазинах разнообразнейший: в город везут все, вплоть до экзотических фруктов. И местным органам самоуправления нет надобности устраивать снабженческие штабы, как это было раньше: «Каждый год в орсе создается специальный штаб. Председателем его утверждается начальник орса. Члены штаба занимаются непосредственно отправкой овощей с совхозного поля. Под их контролем, на их совести – не только добросовестно проследить, чтобы машины в Берёзовский ушли загруженными, но и чтобы овощи были качественными («Забота штаба», заметка от
9 сентября 1982 г.).
Когда закрывался Берёзовский хлебозавод, были опасения, что могут возникнуть проблемы по обеспечению берёзовцев свежими хлебобулочными изделиями в достаточном количестве. Завод производил за неделю около
8 тонн хлеба, а сейчас три частные пекарни производят его гораздо больше, причем разного. Есть выбор, и потому жалоб стало меньше. За 11 месяцев прошлого года в отдел потребительского рынка поступило 18 письменных жалоб, но в основном они касаются качества бытовых услуг…
Малый и средний бизнес в торговой сфере доказал свою эффективность, это надо признать. Но возникли новые вопросы.
– Инфляция больно бьет как потребителей, так и предпринимателей, – говорит начальник отдела потребительского рынка Татьяна Смирнова. – Предприниматель не заинтересован взвинчивать цены на основные продукты питания, ему выгоднее увеличивать объем реализации. При снижении объема сбыта обычных недорогих продуктов повышение цены не играет большой роли. На розничных ценах чаще всего отражается рост оптовых цен, и бороться с ним на местах очень сложно. Тем не менее отдел потребительского рынка еженедельно контролирует соблюдение соглашений по проведению экономически обоснованной политики на продовольственном рынке. Проводится мониторинг цен на двадцать основных – социально значимой группы – товаров. Результатом такой деятельности стало, например, снижение на 2 рубля цены на хлеб «Домашний» с 25 ноября 2013 года в тех магазинах, владельцы которых сами не учли возможности потребителей с низкими доходами.
– Осуществляется также контроль за качеством продуктов, – продолжает Татьяна Смирнова. – Но теперь проверки торговых предприятий согласно закону ведутся только по графику, утвержденному прокуратурой и выставленному на сайте. Между тем качество товаров все больше беспокоит горожан, особенно в связи со сроками реализации продуктов. А вот их экологическая чистота пока тревожит меньше – большинству покупателей не до этого: лишь бы цена была пониже.
Татьяна Смирнова указывает еще на одну тревожную сторону организации торговли. Бичом становится человеческий фактор. С одной стороны, в торговлю приходит немало случайных людей (кстати, с 2009 года в Берёзовском профессии «продавец» не обучают). Не надеясь на хороший заработок, они воруют продукты, а потом, не рассчитываясь, бросают работу. С другой стороны, некоторые предприниматели берут к себе на короткий срок без договорных гарантий (чтобы не платить налогов) случайных людей, а потом их выгоняют. Бескультурье в таких отношениях бьет всех по карману (и по бюджету городского округа – тоже).
Правовой нигилизм в торговле, как язва, подтачивает несомненные достижения последнего десятилетия в этой области. В дальнейшем успех будет сопутствовать законопослушным, социально ориентированным предпринимателям, строящим свой бизнес на прочной правовой и договорной основе. Актуально и возрождение традиций русского купечества, для которых «честь» была высшей категорией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.