Павел Ляпин: «Надо полюбить всем сердцем»

Десятиклассник Павел Ляпин, ставший лауреатом первой степени открытого городского конкурса юных балетмейстеров «Танцующая Снегурочка — 2018», за свою постановку «Душа моя» награжден еще и специальным призом газеты «Мой город» – информационного партнера конкурса.

– Паша, в прошлые годы ты уже дважды становился обладателем Гран-при «Танцующей Снегурочки», а этот год отмечен еще и победой в номинациях «Исполнительское мастерство» и «Хореография» на фестивале творчества «Новое поколение – 2018». Каждый раз это новые постановки. Где ты черпаешь вдохновение, и как рождается танец?

– Это довольно трудное и долгое занятие. Самое сложное – начать. Я на протяжении двух часов слушаю музыку, на которую хочу поставить танец, – она обязательно должна мне нравиться, вникаю, затем придумываю сюжет, строю «костяк», который в дальнейшем развиваю. А когда «разгораюсь», то все идет само собой. Порой приходится сидеть и дольше, пока в голове что-то не «тюкнет». На создание хорошего номера уходит от десяти дней до месяца. Идеи же появляются сами. Я стараюсь «выжать» из музыки все до последней капли, показать всю красоту движений танцора. Источником вдохновения и примером для подражания для меня является мой старший брат Саша – танцор кубанского казачьего хора. А это уже подразумевает большое достижение. Он очень яркий человек и прекрасный танцор. Кстати, один из моих любимых танцев – «Ковал кузнец казачью шашку» – шедевральная постановка этого кубанского хора.

– Какую из своих балетмейстерских работ ты бы сам отметил?

– Эстрадные и классические танцы – это не мое направление. Я ставлю народные и казачьи танцы. А мой самый любимый – «Сторона моя родная». В 2015 году он прямо-таки «выстрелил» – с ним я взял свой первый Гран-при в конкурсе «Танцующая Снегурочка». А вот самой первой моей постановкой был «Украинский гопак».

В каждую из постановок я вкладываю частичку своей души, они нравятся мне все одинаково. Но после многочисленных репетиций и прогонов танец надоедает. Тем не менее, хуже исполнять его я не начинаю.

– Профессиональное исполнение – это залог успеха любого танца?

– Не только. Хороший танец состоит из двух компонентов. В первую очередь, это до конца раскрытая идея постановщика, а потом уже профессионализм танцора. Идеальным танец становится, когда и исполнители выложились по полной – четко и ярко станцевали, и постановщик полностью донес смысл до зрителя, чтобы тот проникся. Если говорить о дуэтном номере или о дуэте в массовом номере, то многое зависит еще и от отношений между партнерами. Как говорит мой отец, даже если ты терпеть не можешь своего партнера, на сцене ты должен полюбить его всем сердцем.

– Ты планируешь продолжить династию танцоров?

– Я занялся танцами благодаря моим родителям – руководителям образцового самодеятельного коллектива ансамбля народного танца «Красота» Константину Ляпину и Галине Распутиной. Еще в раннем детстве они начали учить меня танцевать, и в течение всей жизни прививали любовь к этому. Если бы не они, то, скорее всего, и я не танцевал бы. Но в будущем я не вижу себя в этой сфере. Свою жизнь я хочу связать с наукой – химией.

– Неожиданно как-то! Если танцы – это семейное, то откуда любовь к химии?

– Изначально этот школьный предмет был моим самым нелюбимым. У меня ничего не получалось, и я многого не понимал. И тут мне помогли танцы. В девятом классе во время нашей с коллективом поездки во Владимир я познакомился с девушкой, приехавшей на фестиваль с одним из ансамблей. Разговорились об интересах, увлечениях. Она-то и  открыла мне химию совершенно с другой стороны, многое объяснила. И я влюбился в этот предмет.

– А есть ли у тебя другие увлечения?

– Я играю на фортепиано и на гитаре. Перекладываю музыку с одного инструмента на другой.

– На сцене танцоры чаще всего улыбаются. Так нужно делать, или вам на самом деле танец доставляет столько радости?

– Мы улыбаемся не во всех номерах. Одна из главных наших задач – это передать характер танца. Если он грустный, то, разумеется, улыбка будет не уместна, а если танец веселый и задорный, то улыбка обязательна. И не важно, в каком настроении находишься ты. Даже когда у тебя его нет, ты должен улыбаться, если этого требует танец, ведь зрителю не важны твои личные проблемы. Ни в коем случае нельзя показать ему свое плохое расположение духа. Раньше совсем юным танцорам прививали улыбку, чтобы они не терялись на сцене и чувствовали себя более уверенно. А сейчас это своеобразный прием, чтобы расположить к себе зрителей, потому что, прежде всего, они смотрят на голову, а потом уже на ноги. Кстати, благодаря этому приему в некоторых моментах, возможно, они не заметят твою ошибку, сконцентрировав все свое внимание на актерской игре. Хотя, конечно, ошибки не допустимы.

– Случаются ли казусы за кулисами или в гримерных?

– Конечно, без них никуда. Случались разные происшествия. Однажды потерялся костюм. Вот вроде он был при мне, а в суматохе куда-то делся. Пока я бегал в поисках, все были на нервах, ведь каждый из нас является важным звеном в танце. Исчезает один – и весь номер рушится. Пришлось тогда импровизировать: выйти на сцену в чужом костюме, который был чуть велик, — лишнее спрятал в складки. Вообще, нужно быть готовым ко всему и знать, где что лежит.

– Какие планы на следующую «Танцующую Снегурочку»?

– Следующий конкурс юных балетмейстеров станет для меня последним. Просто мне исполнится восемнадцать лет, и я уже не буду соответствовать требованиям регламента конкурса. Хочется поставить свой самый сильный номер, чтобы он запомнился всем.

Диана Панкова.