Александра Гладышева: «Я научилась любить»

«Молодёжка» продолжает знакомить своих читателей с интересными молодыми берёзовцами. На этот раз наша гостья – Александра Гладышева. Девушка уже 14 лет занимается конным спортом и имеет первый спортивный разряд.

– Саша, почему ты выбрала именно конный спорт, а не какой-то другой?

– Я занималась многими видами спорта. А в конный попала благодаря своему любопытству. Мой дом находится в поселке Федоровка рядом с конюшней. Когда я ходила в гости к своей бабушке, постоянно проходила мимо конноспортивной школы «Эндорон» и видела, как занимаются ребята. Мне стало интересно, и я пришла учиться верховой езде. С тех пор душой и телом я нахожусь в этой школе. Даже во время учебы в Томском государственном архитектурно-строительном университете в течение шести лет каждые выходные я приезжала домой в Берёзовский и проводила время в конюшне. И даже сейчас я осталась работать инженером производственно-технического отдела в одном из строительных предприятий города, чтобы быть ближе к «Эндорону», потому что летом меня ждут соревнования.

– В чем, по твоему мнению, «изюминка» конного спорта?

– Главная особенность в том, что рядом с тобой постоянно находится напарник, и это не человек, с которым можно поговорить и все ему объяснить. К лошади нужен особый подход. Успех зависит от вас двоих. Будь ты тысячу раз крутым спортсменом, но если лошадь испугалась или усомнилась в твоей правоте, то победу вы уже вряд ли одержите. Каждая лошадь имеет свой характер и темперамент. Нужно уметь найти к ней индивидуальный подход. Если она тебя не понимает, у вас уже не получится никакой дальнейшей работы.

– Кто из известных спортсменов в конном спорте является для тебя примером для подражания?

– Немецкая всадница, олимпийская чемпионка, троеборец Ингрид Климке. Очень интересно наблюдать за ее работой. К каждой лошади она находит подход и индивидуальный метод работы в зависимости от возможностей животного. Ингрид никогда не торопится, она постепенно развивает навыки лошади. Этому стоит у нее поучиться.

– Саша, расскажи о своих любимцах.

– У меня их двое. Кобыла по кличке Баталия. Я работаю с ней уже лет десять, с самого ее рождения. Баталия очень вредная. Если ей не интересно прыгать через барьеры, она будет их сбивать. Никакие уговоры на нее не действуют, если она просто не хочет прыгать. Еще она обидчивая. Однажды я ее поругала. После этого она не подпускала меня к себе несколько часов. Я всегда ищу с ней компромисс, стараюсь договориться. Второй мой любимец – мерин Темперамент. Он мнительный и недоверчивый по отношению к чужим людям. У него есть привычка: если чем-нибудь человек ему не понравился, он будет скрипеть на него зубами. Еще Темперамент очень пугливый. Например, он может несколько раз пройти мимо веточки, лежащей на земле, а спустя время рассмотреть ее иначе и испугаться. С ним я всегда спокойна, никогда его не ругаю. Хоть порой меня и очень раздражает его поведение, я изо всех сил терплю. Если он начинает психовать, даю ему повод (позволить лошади вытянул шею, тем самым принять более комфортное положение – прим ред.), шагаю с ним рядом, и мы оба успокаиваемся. Если я позволю выйти своим негативным эмоциям наружу, то и он будет еще более раздраженный, не будет понимать меня и начнет делать все, что ему вздумается.

– Получается, что ты работаешь на психологическом уровне не только с лошадью, но и с собой. Была ли у тебя какая-нибудь черта характера, которую благодаря конному спорту, тебе удалось искоренить?

– Я была несдержанная. Меня очень легко было вывести из себя. В работе с лошадьми себя так вести нельзя. Лошадь – живое существо, которое необходимо понять. Я стала более сдержанная, ответственная. У меня как будто сердце стало больше. Я научилась так любить!

– Говорят, что лошадь слушается только всадника, которого уважает. Как заслужить уважение?

– Это правда. Заслужить уважение лошади сложно. Это невозможно сделать за пару дней. Она может проверять на протяжение полугода, достоин ли ты работать с ней. Я постоянно наблюдаю за своей лошадью, как часто она обращает на меня внимание, как она ко мне настроена. Когда во время прогулки, она подходит ко мне, даю ей сахар или другое лакомство и всячески стараюсь показать, что мне можно доверять. Например, если она боится канавы с водой, я провожу ее рядом с канавой и даю понять, что со мной она в безопасности. Во время тренировок лошадь всегда наблюдает, как я поведу себя в ситуации, когда она не понимает, как сделать упражнение, – спокойно объясню или буду заставлять делать. В последнем случае доверия не будет. Она будет думать, что ты жестокий. Как только ты заслужил доверие, лошадь готова сделать для тебя все, что угодно.

– Наверное, хотя бы раз случалось, что лошадь не настроена на занятия. Как ты справляешься с этим?

– Когда долго общаешься с лошадьми, начинаешь сразу определять, в каком она находится настроении. Если я вижу, что мой конь слабый, поникший, то я провожу легкую тренировку, чтобы он побегал, пошагал в свое удовольствие. В этом случае нет смысла заставлять его выполнять сложные элементы, он все равно не будет их делать. Не за чем травмировать этим его психику. Я стараюсь чередовать легкие и сложные тренировки, чтобы не перенапрягать животное. В конюшне мы часто делаем массаж лошадям. Им это очень нравится. Также мажем их различными расслабляющими мазями, прогреваем им спины в сушилке.

– Если собака – друг человека, то лошадь – кто?

– Лошадь тоже друг. Да, она не прибежит и не спасет тебя в опасной ситуации, но она всегда выслушает тебя, посочувствует и будет с тобой, когда тебе плохо. Ты почувствуешь от нее поддержку, и на душе станет легче.

Беседовала Диана Панкова.