Церковь, история, педагогика – выбор сделан. Но что на первом месте?

Никита Ермаков. Фото из архива городского совета старшеклассников.

Выпускники Берёзовского прощаются со школами. Пришло время выбрать дальнейший путь. Кто-то еще колеблется, полагается на случай, а кто-то уже точно знает, чему посвятит себя, как, например, сегодняшний гость «Молодёжки» учащийся 11 класса школы №16, заместитель председателя городского совета старшеклассников Никита Ермаков.

 

– Никита, ты уже выбрал для себя профессию?

 

– Свою судьбу я хотел бы связать с педагогикой: с преподаванием истории детям, затем – молодым людям. Хочу также всерьез заняться историей как наукой.

 

– Немногие молодые люди мечтают проявить себя в педагогике и тем более в занятиях историей. Что же тебя сподвигло?

 

– Сложный вопрос… Но одно я знаю точно: именно история, понимание прошлого открывают глаза. Как люди жили и как они намерены жить – взаимосвязанные вещи. Меня это интересовало с 8-10 лет, и, когда в школе начались уроки истории, стал все глубже погружаться в эту тему. Будучи старшеклассником, много раз по просьбе директора школы или завуча проводил уроки истории в разных классах. Не всегда получалось хорошо, ведь привлечь внимание детей непросто. Но я приобрел хороший опыт.

 

– Я знаю, тебя серьезно увлекла тема эволюции нацизма в Германии: ты прочел несколько лекций с фотопрезентациями в клубе «Гражданин» городского совета старшеклассников. Многим понравилось. А сам как оцениваешь свои выступления?

– Ребятам было интересно, я надеюсь, они почерпнули для себя что-то новое. Может быть, этот проект разовьется в будущем во что-нибудь масштабное.

Почему самому интересна эта тема? Одна из моих родословных ветвей немецкая. Поэтому мне всегда были интересны история и культура этого народа. И особенно глубоко меня затронуло такое явление, как нацизм, поразивший немецкое общество в первой половине двадцатого века. После победы над ним прошло 75 лет, но он снова подает признаки жизни в различных странах мира. И это требует глубокого осмысления.

 

– В совете старшеклассников ты возглавляешь клуб «Гражданин». Расскажи о нем.

 

– Название все объясняет: участники клуба определяют наиболее актуальные темы для обсуждения, связанные с жизнью общества, его историей и перспективой, ролью граждан в нем. Наиболее эрудированные ребята готовят по этим темам выступления, презентации. Итогом становятся дискуссии, порой очень глубокие. Это помогает участникам клуба лучше осознать свою гражданскую роль, ответственность за собственное завтра, будущее родного города, края и страны. В ходе обсуждений мы затрагиваем проблемы морали, пытаемся анализировать свои предпочтения, поступки для того, чтобы совершенствоваться.

 

– Ты верующий человек. Как думаешь, насколько важно молодым людям восходить не только к физическим (в спорте, туризме), но к духовным вершинам?

 

– Я считаю, что развить тело физически реально для каждого. Конечно, всем понадобятся разные сроки, но это возможно. А достигнуть вершин духовных очень сложно. Ведь человека определяет не то, как он высоко прыгает и быстро бегает, а его внутренние качества и ценности. От этого зависит будущее его, его детей и в целом всего поколения.

Многие молодые люди, чтобы реализовать себя, хватаются за разные предложения, проекты в электронных сетях, не умея критически оценить их. В головах появляется сумбур… Чтобы его не было, надо много трудиться над собой. Нужна какая-то база представлений, знаний, ценностей – своеобразная опора… Беда, если к юношескому возрасту не сформировалась моральная база. Без нее не будет целостной личности.

 

– Постараешься, будучи педагогом, исправлять это? Будешь традиционным, классическим учителем?

 

– Да, я буду сторонником классического воспитания. Разумеется, воспользуюсь при этом всеми технологическими достижениями. Приобщу детей к истории. Они должны понимать ее, а не слепо зубрить. Важно учитывать прошлое предков, учиться на их примере и ошибках, знать, во что они верили, как менялась их жизнь, чтобы определить свой путь.

 

– Какую роль в твоей жизни играет православие?

 

– Оно мне помогло в жизни, дало опору. Несколько лет назад, чтобы развеяться, я часто гулял по аллее возле храма. Потом стал заходить в него и внимать всему, что там совершалось. Через некоторое время я погрузился в православие с головой, найдя в нем опору и успокоение. Батюшка пригласил меня служить при алтаре. И это настолько меня увлекло, что я там чуть ли не жил все лето. Даже несколько раз ночевал. Однажды меня попросили послужить на колокольне. Потом я окончил специальные курсы и стал звонарем. Батюшка благословил меня на пономарское послушание. И вот я уже служу три года…

 

– Что чувствуешь, когда звонишь в колокола?

 

– Всегда очень волнительно: поднимаешься по лестнице, про себя повторяешь некоторые молитвы, приветствуешь колокола – они мне уже как дети. Начинаешь понемногу вступать, производя первые удары. Бьешь все сильнее, сильнее… Звоны уносятся в небо. Закрываешь глаза и душой отзываешься на высокие вибрации. И порой уже не слышишь ничего, растворяешься в пространстве, сливаешься со звуком.

 

– Квест-игры «Гоголь», которые вы организовываете с активистами «Старшеклассника», вызывают большой интерес. Профиль в «Инстаграме» (@kvest_igra_gogol_42) постоянно обновляется новыми снимками. Какую роль в «Гоголе» играешь ты?

 

– Я несколько раз участвовал в организации квестов, но главное – играю самого Гоголя. Это любопытный для исследования российский писатель. В творчестве противоречив: в одних произведениях отражаются сказы, предания древнего язычества, в других, например, в «Рассуждениях о Божественной литургии», – глубокое понимание православия. Гоголь мне интересен как личность.

 

– В твоем окружении много сверстников, вовлеченных в религию?

 

– Немного. Не только молодежь, но и взрослые люди не хотят вникать в суть христианства. И не по каким-то важным причинам, а из-за обыкновенной лени. Потому что большинство людей видит в христианстве и в православии только внешнюю сторону. Почему-то многие думают, что быть православным христианином — это бездумно выстаивать часы служб, жертвовать деньги и ставить армаду свечей. Но свечи без молитвы, без дел и изменений в себе ничего не значат. Богу свечи не нужны, нужны мы, чтобы мы менялись.

 

– Как неверующие относятся к тебе?

 

– Большинство толерантно. Первый год, когда я начал ходить в храм, было сложно. Мое окружение меня не понимало. Я чувствовал себя отчужденным, не таким, как все. А со временем все привыкли и даже люди старшего возраста перед православными праздниками расспрашивали меня об истинном значении пасхальных куличей, просили советы.

 

– С поступлением в вуз, наверное, не сможешь прислуживать в храме?

 

– Я собираюсь поступать в Томский Государственный педагогический университет. Время на посещение храма все равно буду находить. В Томске много старинных храмов. Выберу один из них и присоединюсь к его приходу.

 

– Спасибо, Никита, было интересно с тобой беседовать. Желаю успехов во всем!

 

Беседовала Елизавета Алексеева,

юнкор, член городского совета старшеклассников.

Материал опубликован в газете «Мой город» 3 июля 2020.