«Право выбора» — фильм о ценности жизни до рождения

Режиссер фильма «Право выбора» Елена Пискарева.

Газета «Мой город» писала об отцовском форуме («МГ» от 23 апреля), который состоялся в Кемерове и Берёзовском в рамках областного проекта «Настоящий отец», при поддержке фонда президентских грантов. Сегодня расскажем о фильме «Право выбора», который был продемонстрирован гостям фестиваля московским режиссером Еленой Пискаревой, она посетила кузбасский форум в качестве эксперта и почетного гостя.

Закрытый показ

 

Кинокартина демонстрируется на закрытых показах, которые организованы режиссером и ее творческой группой по всей России. Его уже посмотрели москвичи, волгоградцы, крымчане, жители Владимирской и Орловской областей, а также в других регионах нашей страны. Аннотация к фильму появилась на интернет-сервисах типа «Кинопоиска», однако саму картину в интернете можно будет посмотреть не раньше лета (редакция «МГ» проинформирует и поделится ссылкой со своими читателями). В Кемерове показ фильма прошел в нескольких аудиториях: в Парламенте Кузбасса и Кемеровском епархиальном управлении. После просмотра Елена Пискарева пообщалась со зрителями, рассказала об истории создания кинокартины.

 

Сто лет никто не снимал

Вот сюжет фильма, если коротко. На должность главврача роддома назначен молодой хирург Олег Волков (роль сыграл актер Эдуард Флеров), который пытается изменить абортивное сознание общества хотя бы на уровне своего роддома (где помимо родов, также делают и аборты – обычная практика). Погружение Олега в рутинную работу роддома и ежедневные ситуации рисуют перед ним картину происходящего в сфере отечественного родовспоможения в целом, где врачи оказываются не очень-то и заинтересованными в беременности пациентки, которую трудно «вести» из-за осложнений, куда проще сделать несколько абортов. По мнению режиссера Елены Пискаревой, тема абортов – не рейтинговая, то есть не окупаемая. Основная телеаудитория в России – женщины, для большинства из них аборт – личная трагедия, о которой не хочется вспоминать, как о кошмарном сне. Именно поэтому ею никто из кинематографистов в России серьезно не занимался последние сто лет (наша страна одной из первых легализовала аборты в 1920 году).

 

На собственном опыте

 

– У меня четверо детей, я часто лежала «на сохранении» в больнице. Со мной в палате находились женщины и сохраняющие беременность, и прерывающие ее. Я когда впервые с этим столкнулась, мне было не по себе. Тогда и задумалась о проблеме абортов в нашей стране. Начала читать, изучать статистику. Узнала о масштабах проблемы, только по официальным данным, то есть по обязательному медицинскому страхованию, в России делается примерно 600 тысяч абортов в год. Если брать аборты в частных клиниках, то цифры в разы больше! Четыре года назад мы сняли короткометражку «Живи» (примечание ред.: признан лучшим игровым фильмом на XXI Международном кинофестивале кино- и телепрограмм «Радонеж»), который посвящен этой проблематике.

Короткометражка неожиданно «выстрелила» (более 2 миллионов просмотров на «Ютубе»). Наша команда поняла, что мы задели важную, нужную тему. Мне стали писать, звонить женщины, среди которых много медиков, заведующих женскими консультациями. Стали приглашать акушеры на дежурства, делиться опытом, рассказывать о том, как работает система. Поделились своими личными и профессиональными историями. Вот на основе этих будней врачей и родился сценарий уже полнометражного фильма «Право выбора», – рассказала Елена Пискарева.

 

Слова настоящего мужчины

– Тема материнства, как ни странно, не только женская, но и мужская. Я считаю, что женщины, которые отказываются от материнства, в первую очередь не находят поддержки у мужчины. Я сейчас скажу несколько слов, которые, по моему мнению, убедят любую женщину родить. Отец ребенка должен сказать: «Я люблю тебя, я готов быть ответственным отцом, я буду делить с тобой все тяготы семейной жизни».

 

Какие мы, такие и врачи

 

Режиссер, рассказывая о «Праве выбора», подчеркнула, что главный посыл картины – заставить задуматься, рассказать, как все устроено, но ни в коем случае не «виноватить» врачей:

– Надо понимать, что врачи – это заложники системы. Они обслуживают запросы общества. Это мы заставляем делать аборты! Какие мы, такие врачи. Аборты – это отражение времени человека-потребителя, прежде всего! На самом деле ни один врач не порекомендует женщине сделать аборт хотя бы потому, что знает обо всех последствиях для здоровья. Врачу же потом вести проблемную беременность пациентки, если она через какое-то время захочет родить. Но гинеколог также знает о праве выбора, поэтому спрашивает: «Аборт или рожать»? Если говорить о медиках, то аборты, которые они вынуждены делать в темпах конвейера, становятся причиной их профессиональной деформации. Они тоже люди и тоже подвержены переживаниям. И если на совести женщины или мужчины один, два, пять абортов, то на совести врача – десятки, сотни. Врачам приходится делать по пять абортов за одну смену. И врачи здесь скорее крайние, чем виноватые. Они единственные, кто видят, что остается в тазу после операции по прерыванию беременности – мертвый ребенок.

 

Что делать?

 

По убеждению Елены, виноваты в проблеме все мы – семья, женщины, мужчины. Безответственность, равнодушие и потребление, возведенные в норму жизни:

– Главное, что я хотела сказать своим фильмом – не нужно ждать каких-то спасительных законов, которые нас осчастливят и будут всех устраивать. Нам нужно каждому на своем месте стараться жить по совести. Мужчине – быть ответственным за свое потомство. Я и муж скажем это своим мальчикам, которых у нас трое, словами главного героя фильма: «Если любишь – женись! Если ложишься с женщиной в постель, то будь готов быть отцом ее детей». А когда моя дочь подрастет, я скажу ей: «Хочешь с любимым в постель, выходи замуж». Вот так мы, родители, можем повлиять со своей стороны на эту проблему, чтобы она не коснулась наших детей. Также моя задача как просветителя, режиссера фильма – помочь женщинам сформировать для себя четкую позицию – поставить внутренний нравственный запрет: что бы ни случилось в моей жизни, я этого делать не буду!

Конечно, фильм не только о плохом. Он об энтузиасте, об ответственности государства. Сегодня, например, врачи в связке с психологами могут сохранить до 20 процентов беременностей у сомневающихся женщин. В фильме такого психолога сыграла Ирина Пегова. Пока, к сожалению, только в 30 процентах роддомов есть психологи, но это уже хорошо. Растет количество центров помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Что еще мы можем сделать? Доносить информацию со школы. Для этого нужно заинтересовать министерства информационной политики Москвы и регионов. Нужна полноценная социальная рекламная кампания.

 

Мнение

Андрей Кормухин, лидер движения «Сорок сороков», отец девятерых детей (Москва):

– «Право выбора» – великолепный фильм, не похожий на голливудские истории, которые сейчас так популярны. Он лучше всех этих историй. За житейской ситуацией, рутиной, которую показывает фильм Елены Пискаревой, поднимается глобальный вопрос – вопрос жизни и смерти не только детей, но и нашей цивилизации – тысячелетней русской православной цивилизации. В ней всегда много внимания уделялось духовному развитию, а материальное всегда было – на втором месте. Именно поэтому мы уникальная цивилизация, освоившая огромные территории, сохранившая многие народы, их языки и культуру. В мире нет больше подобного примера! Для русского человека всегда было важно в первую очередь служение – Богу, Отечеству, семье. Сегодня нашу страну настигла большая демографическая проблема. Это означает, что для нормальной жизни самой большой стране в мире не хватает населения. Чтобы начать ее решать, нужно осознать проблему. Фильм Елены Пискаревой позволяет это сделать. Дай Бог посмотреть эту картину каждому! Мне хочется, чтобы этот фильм стал примером для русского кинематографа. Он посвящен реальной проблеме, и попутно в нем затронуто еще много вопросов, которые могут быть раскрыты в других картинах: ответственность отцов, поколенческие разрывы, проблемы многодетных и малодетных семей. Пусть будут такие фильмы, пусть они несут свой посыл современникам!

Анна Чекурова.