Один на один со смартфоном

Сегодня в школах и вузах преподаватели всерьез предлагают ученикам и студентам не просто отключать смартфоны, а сдавать их в специальную коробку на хранение перед началом лекций и уроков. Зачем? Неужели нельзя просто убрать звук и положить его в сумку на 45 минут? Оказывается, большинству молодых людей это не под силу!

Если смотреть на проблему поверхностно, то кажется, что опасность интернет-зависимости только в том, что молодежь отвлекается на переписки, игры во время уроков, лекций, из-за этого страдает успеваемость. На самом деле проблема гораздо глубже, утверждают педагоги и психологи. На городских педагогических и родительских конференциях, занятиях с подростками, которые проводит методист ЦРТДиЮ Марина Картавая, часто поднимается тема зависимости юных от социальных сетей, онлайн-игр и интернета в целом.

По информации Лиги безопасного интернета, 27% россиян от 13 до 24 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день. Четверть из них проверяют обновления каждые полчаса. Чаще всего они имеют аккаунты Вконтакте, Интстаграме, Твиттере, Ютубе. Отмечается, что под влиянием деструктивного контента находятся все подростки, имеющие аккаунты в соцсетях. Участников организации настораживает то, что активному воздействию подвергается каждый третий молодой человек. Активисты утверждают, что интернет вызывает зависимость, благодаря которой подросток незаметно пропитывается идеологией отрицания и саморазрушения, что диктует его деструктивное поведение.

– Сегодня интернет-контент, направленный на подростковую аудиторию, в большинстве своем несет агрессивную информацию, это подтверждается исследованиями современных ученых, об этом открыто говорят общественники. Неокрепшим умам предлагается пробовать запретное через попирание нравственности, то есть происходит развращение, – рассказала «МГ» Марина Картавая. – Разрушаются понятия добра и зла, осмеивается привычный уклад человеческой жизни – семья, под сомнение ставится авторитет родителей и учителей. Пропагандируется секс, нетрадиционные отношения, насилие, кроме того, романтизируется смерть, в том числе самоубийства, отрицается понятие продолжения рода. Все это можно назвать современными вызовами для чистой души подростка. Если не обращать на это внимание, мы получим «потерянное поколение», не имеющее представления об общечеловеческих ценностях, которые можно назвать стандартом для людей всех культур и эпох (они не материальны, но важны: духовность, вера, равенство, справедливость, искусство, семья, чувство долга). Если рассуждать глобально, массовое отрицание этих ценностей в обществе грозит оправданием террора, враждебности, рабства.

Если кому-то кажется, что все это надумано, то можно обратиться к реальным фактам, которые сообщают правоохранительные органы.

Например, старший помощник прокурора Светлана Ларькова отметила тревожную тенденцию в Берёзовском.

– В последнее время фиксируется рост преступности в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних, – отмечает она. – Он произошел за счет добровольных половых сношений с лицами, не достигшими 16 лет (напомню, что в соответствии с УК РФ за это преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 4 лет и до 10 лет). Неуважительные отношения в семье, вседозволенность, ослабленный контроль взрослых, негативная информация в интернете – основные причины того, что детьми совершаются преступления и дети становятся жертвами преступников.

Интернет вызывает зависимость и притягивает вседозволенностью. Родители часто недоумевают, как можно проводить время за компьютером или, уткнувшись в смартфон, когда на улице хорошая погода! Интернет-зависимость захватывает сознание подростков и заполняет их внутренний мир, не оставляя места живому общению, увлечениям, друзьям и даже самим родителям, то есть семье. Дети оказываются в беде. И в этом случае взрослым необходимо действовать!

 

Советы специалиста

 

Как выявить?

Наталья Костикова, психолог организационно-психологического отдела Ресурсного центра образования Березовского городского округа, советует родителям понаблюдать за ребенком и насторожиться, если обнаружатся хотя бы некоторые из приведенных ниже признаков зависимости.

— Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера или смартфона. Часто забрать гаджеты у ребенка удается только со скандалом.

— Игнорирует все дела по дому, включая свои обязанности.

— Общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.

— «Сидит» в сети даже во время обеда и в ванной.

— Если у ребенка забирают компьютер, он тут же выходит в сеть через телефон.

— Постоянно заводит новые знакомства в сети (с неизвестными в реальной жизни людьми).

— Из-за времени, которое проводит ребенок в сети, начинает страдать учеба, проявляются небрежность и рассеянность.

— Оставшись вне доступа к сети, ребенок становится раздражительным и агрессивным.

— Не знает, чем себя занять, если нет возможности выйти в сеть.

— Любые ваши вопросы на тему интернета, социальных сетей, ребенок воспринимает в штыки.

 

Что делать?

Нет смысла угрожать, наказывать, ругать ребенка, поскольку в ответ будет только одна реакция – агрессия, истерики.

Постарайтесь поиграть вместе с ребенком. Разузнайте, что у него за игры, расположите его к себе. Так вы восстановите утраченную коммуникацию.

Проявляйте интерес к жизни ребенка. Покажите, что реальное общение и любовь не в виртуальном мире, а рядом с нами.

Покажите, что в реальном мире есть масса интересных занятий: бассейн, хор, творчество и т.д. Используйте тактику замещения компьютера более полезными и интересными делами.

Если ребенок пристрастился к играм, предоставьте ему развивающие игры без выхода в интернет.

Сокращайте время пребывания за компьютером постепенно, на партнерских началах. Жесткие ограничения не стоит вводить сразу. Методы давления чаще имеют полностью противоположный эффект.

Компьютер – уход от реальности. Попробуйте найти первопричину, выявить, что не так.

Лучший способ уберечь ребенка от компьютерной «чумы» — самим родителям вести физически активный и здоровый образ жизни, собственным примером показывая и вовлекая ребенка в мир здоровых отношений и положительных эмоций.

 

Подготовила Анна Чекурова.