Мама садилась у калитки и играла папину любимую песню «Кукарача»

Наша рубрика «Я помню, я горжусь» помогает увековечить имена участников Великой Отечественной войны. Она пришлась по душе нашим читателям, родственники которых защищали страну во время Великой Отечественной войны. Тамара Тихонова (Данилова) помнит своего отца в основном по рассказам мамы, которая горячо любила мужа. Ему не суждено было вернуться с фронта. Тамара Викторовна – представитель многомиллионного поколения детей войны, не успевших испытать отцовской ласки, любви и поддержки.

Цыганское прошлое

«Мой отец Виктор Федорович Данилов был военным, служил в секретных частях в Мариинске (до сих пор сведения о его звании, работе засекречены). По долгу службы он часто находился в длительных командировках по шесть-восемь месяцев, бывал в Литве и Грузии. Когда его направили в Дудинку (Красноярского край), он устроил так, чтобы его жену Марию Ивановну взяли поваром. Таким образом, у них появилась долгожданная возможность быть вместе. Моя старшая сестра Валюша тогда осталась с бабушкой. В этой длительной командировке в 1939 году родилась я. А перед войной нашу семью направили в обратно Мариинск…

Однажды к нам домой зашли две цыганки. К удивлению мамы, отец стал разговаривать с женщинами на их языке, да так умело, будто на родном. Когда они ушли, мама возмутилась: «Ты цыган? Почему я не знала?». Папа тогда просил прощения у нее на коленях за то, что долгие годы скрывал от нее эту тайну. Он рассказал, что с младенчества – сирота, попал в детский дом Канска. Но еще в детстве оттуда его забрали в цыганский табор. Когда подрос, цыгане ему купили баян и научили играть… Больше никаких подробностей о своей жизни с цыганами отец не рассказывал. Папа был благодарен табору за свое детство, хоть и было оно трудным, кочевым, но он очень просил маму никогда не спрашивать его о прошлом и никому о нем не говорить, потому что он не пошел по стопам своих воспитателей, а выбрал свой собственный путь.

Мой папа – «вундеркинд»

У отца был волевой характер, он не пасовал перед трудностями, возможно, таким его сделала жизнь в таборе. Я верю, что таким же твердым и волевым человеком он проявил себя на фронте. Но не довелось нам его дождаться. Мама получила похоронку: «Лейтенант Данилов Виктор Федорович в бою за Родину, верный военной присяге, проявив мужество и геройство, погиб 3 марта 1942 года…». На тот момент мне было 3 года, старшей сестре Валюше 9 лет, а маме – 31 год. Когда мама искала о нем хоть какие-нибудь сведения по месту службы, информации никакой не давали, а между собой военные называли его «вундеркинд». Лишь много лет спустя по запросу мы узнали место его захоронения – братская могила в деревне Нагово Старорусского района Новгородской области.

Веселая грустная «Кукарача»

Я не успела привязаться к отцу, ведь когда он уходил на войну, мне было всего два года, но я могу себе представить, как тяжело было осознавать потерю моей маме. Война отняла ее любимого близкого человека, отца двух ее маленьких девочек. Навсегда с ней остались только воспоминания о нем. Мама ждала нашего отца, всем сердцем верила, что он жив, скоро вернется. Бывало, выходила на улицу с его баяном, садилась у калитки и играла папину любимую песню «Кукарача». А мы, девчушки, плясали под нее, не понимая, сколько же в этой веселой и жизнерадостной песне грусти и тоски нашей матери.

Дети войны

В нашем доме всегда стоял портрет отца. Он как бы безмолвно напоминал нам, детям, чтобы мы берегли маму, слушались и во всем помогали ей. Тяжело нам пришлось в голодные годы войны, трудно дались и послевоенные.

До сих пор в память об отце я с уважением отношусь к цыганскому народу. Конечно, я никогда не знала лично людей, что воспитали и вырастили отца, но они мне как родные! Эти люди приняли беспризорника в свою семью, подняли мальчишку на ноги, дали ему путевку в жизнь. Светлая память его приемным родителям. Светлая память и моему отцу Виктору Федоровичу, которого нет с нами вот уже 78 лет, и моей маме – Марии Ивановне, она умерла в 1996 году. Я с уважением отношусь к поколению моих родителей, молодость которых пришлась на годы лишений, и к поколению детей войны, выросшим без отцов. Этим детям пришлось много и усердно работать, чтобы выжить самим и поднять страну из руин»

Фронтовая почта

Последнее письмо лейтенанта Данилова

«Добрый день, дорогая жена Маруся и милые детки Валя и Томочка. Шлю вам свой привет, низкий поклон! Крепко целую вас! Сообщаю, что я пока жив, здоров – живу, как часовой механизм. Нахожусь под Старой Руссой. Чувствую себя ничего, то есть хорошо. Здоровье нормальное у меня. Но меня беспокоит, что не знаю, как вы сейчас живете, получаете ли вы деньги от моего жалования? Пишите мне по первому адресу.

Некоторых моих товарищей уж нет, но я пока еще болтаюсь. Но Маруся, не поминай меня лихом, если придется помереть. Целую вас крепко, люблю, жму руку всем знакомым. Лейтенант Данилов. 16 января 1942 года».