Как обществу принять оступившегося человека

Юля в шестнадцать лет стала преступницей. Всего одно движение – резкое, спонтанное (опьянение и способность трезво мыслить – состояния взаимоисключающие), и ничего уже исправить нельзя. Потерпевшая, хоть и напала первой, но нож оказался именно в руке Юли. Доводы про самооборону в таких случаях в суде не работают…

Девушка была осуждена по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Полтора года условно. По сути, осужденная – еще подросток, впереди вся жизнь. Жизнь с пятном на биографии. Однако и на солнце есть пятна.

Мы не собираемся оправдывать Юлю, не будем ее жалеть. Речь вообще не о преступлении и наказании. А о том, может ли подросток, осужденный за серьезное деяние, стать в дальнейшем достойным членом общества, и какая роль в этом отводится окружающим его близким людям и самому обществу.

 

Этого не может быть

О случившемся мама Юли узнала от самой потерпевшей по телефону наутро. Не поверила. Решила, это «разводка» мошенников, о которой так часто говорят СМИ. И когда все подтвердилось, не могла поверить, что это совершила ее дочь – умная, открытая, временами дерзкая, как многие подростки, но, в принципе, хорошая девочка, ничего до сих пор не скрывавшая от мамы. Стала ругать себя: недоглядела, упустила, слишком доверяла. И понимала, что не оттолкнет дочку и будет поддерживать ее, какие бы подробности не открылись, какой бы тяжелой не оказалась ее вина.

 

Один на один. Но вместе

Мама и дочь, от которых отвернулись все близкие, остались вдвоем один на один с бедой. Да, – с бедой – это почувствует каждый, поставив себя на их место.

Во время следствия Юля продолжала учебу в колледже. Но проживание в студенческом общежитии стало невозможным – такой была категоричная позиция руководства учебного заведения, сославшегося на мнение родителей других учащихся.

По признанию мамы, в тот период им обеим необходима была помощь опытного психолога. Но не всегда возможно вырваться к нему в рабочее время, организовать совместные посещения с дочкой, которая учится. Регулярные встречи со специалистом в качестве сопровождения в рамках какой-то социальной программы помогли бы не чувствовать себя брошенными. И когда шло следствие, и накануне суда, и после, когда они (именно «они» – мама это подчеркивает) вместе с дочкой отбывали условно испытательный срок.

 

Члены семьи – заложники или группа поддержки?

Что такое условный срок. Это, конечно, не так жестко, как реальный срок в колонии. Но все же это ограничение распорядка обычной жизни не только для самого осужденного подростка, но и для всей семьи, если родные готовы пожертвовать своими интересами и желаниями ради одного человека, совершившего серьезную ошибку и тем самым «подставившего» их всех. В семье Юли взаимоотношения с другими родственниками постепенно наладились – они поняли, что их поддержка очень нужна девочке и ее маме. Стойко переносили невозможность выехать в другой город даже на пару дней, потому что Юля должна была находиться дома каждый день с десяти вечера до шести утра и ходить в определенные дни на «отметки» в уголовно-исполнительную инспекцию.

 

Надо верить

Теперь Юле и ее семье придется доказывать окружающим, что она не потерянный для общества человек. Получится ли? А это, как показывает практика, зависит не только от самого человека и его близкого окружения, но во многом и от позиции общества. На человека, имеющего судимость, смотрят косо, работодатели предпочитают «не связываться».

Юля хотела бы продолжить учиться, получить высшее образование по выбранной специальности. Мама считает ее целеустремленной и верит, что дочка сумеет преодолеть все трудности.

 

Комментарии

Ирина Ерофеева, подполковник внутренней службы, начальник филиала по г. Берёзовскому ФКУ ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу:

– Несовершеннолетних, осужденных условно, у нас сегодня двое. С ними работает штатный психолог, который приезжает 1-2 раза в месяц. Активно сотрудничает с нами отец Андрей из храма Иоанна Кронштадтского. По соглашению с Городским музеем вместе с ребятами посещаем выставки. На экскурсиях они поначалу чувствуют себя зажато, стесняются что-то спросить, для некоторых из них это непривычное времяпровождение. Но со временем они в эту атмосферу внедряются, проявляют неподдельный интерес. По дороге из музея обсуждаем увиденное, и я вижу, что они как бы оживают эмоционально, преображаются духовно.

Если подросток встает на путь исправления, не нарушает предписанный ему судом режим, мы вправе ходатайствовать о снятии с него судимости, чтобы в дальнейшем сам факт совершения им преступления не фигурировал в его биографии.

 

Людмила Мартыненко, главный специалист юридического отдела – ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Берёзовского городского округа:

– Подросткам, вернувшимся из мест лишения свободы, бывает сложно адаптироваться в новых условиях, найти свое место в социуме, особенно когда в их семьях есть проблемы. Таких ребят мы ставим на учет и заносим информацию о них в единый муниципальный банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Для каждого разрабатываем индивидуальную профилактическую программу. В ней и участие подростка в мероприятиях культурной направленности, и встречи с психологом, и содействие в трудоустройстве. В работу включаются Ресурсный центр управления образования, социально-реабилитационный центр «Берегиня», тесно сотрудничаем с органом опеки. Регулярно проводим рейды, чтобы увидеть, в каких условиях живет подросток, потому что успех работы с ним специалистов во многом зависит от его близкого окружения, от среды, в которой он постоянно находится. При поступлении в учебное заведение или на работу мы даем характеристики нашим подопечным. Сердце радуется, когда есть повод написать в них добрые слова.

 

Елена Галиева, психолог:

– Мнение общества формируется с учетом его запросов: работодатель будет смотреть на справку о судимости, незнакомцы составят мнение, опираясь на слухи. Потому надо помнить, что человек состоит не из справок о своем благополучии и не из «достойных» историй. У каждого свой жизненный путь, и не нужно осуждать человека. У него есть свои мысли и переживания, независимо от возраста. Мы все совершаем ошибки, потому перед тем, как сделать выводы о человеке, нужно познакомиться с ним, а не с его справками.

Повторюсь, у каждого свой путь, и когда сам ребенок с судимостью это поймет, ему будет легче выстроить свою жизненную позицию и перестать доказывать окружающим внутреннюю состоятельность.

Родители же должны помнить, что от них требуется чуткость, а не строгость и тотальный контроль, при этом главное не потерять чувства меры в любви и не начать чрезмерно опекать, навязывая свое мнение и опыт. Следует проявить родительскую мудрость и такт, именно близкое окружение формирует в молодых жизненно важные ценности. Потому следует позаботиться о заполнении личного пространства. Это адекватные физические и интеллектуальные нагрузки, добрые дела, домашние хлопоты, семейные мероприятия, вечера, встречи, выезды на природу, прогулки и многое другое, что есть в традициях семьи. Все это выравнивает эмоциональный фон и способствует уравновешенному поведению, помогает социализации и осознанию своего места в обществе, вере в себя и свои силы.

Участвуй!

Дорогие читатели! Этой публикацией в рамках проекта «За жизнь» редакция начинает серию материалов о проблеме социализации в обществе людей, понесших наказание за преступления и пытающихся встать на путь исправления. Каждая публикация будет сопровождаться реальной жизненной историей (имена героев, разумеется, будут изменены). В качестве экспертов будем привлекать специалистов по адаптации таких людей. Приглашаем принять участие в обсуждении темы всех желающих, а также поделиться с нами своими историями. Пишите нам по адресу: г. Берёзовский, пр. Ленина, 25а либо на электронный ящик bereza3@mail.ru, звоните по тел.: 3-27-26.