Украшения по национальным мотивам ручной работы березовчанки представлены в Москве

Екатерина Кушакова приняла участие в выставке национальных костюмов народов Кузбасса на ХV областном детском фестивале национальных культур «Родники Кузбасса». Она рассказала о материалах и техниках изготовления, исторической, смысловой нагрузке национальной одежды шорцев.Фото Галины Быковой.

Бисероплетение – не просто распространенное хобби, а искусство с богатой историей. Оно связано с технологией получения стекла (впервые его изготовили древние египтяне), развитием культуры и духовной жизни разных народов. Бисер практически не боится времени, поэтому в музеях сохранено много артефактов из этого материала – вышивка, мозаика, вязание. Украшения из бисера вошли и в традиционную культуру народов Сибири. Орнаментными полосками украшали одежду, которая не только согревала, но и берегла душу. Узоры как бы служили посланием к защитным силам природы.

На прошлой неделе работы Екатерины Кушаковой были представлены на XVII Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» в столице России.

Кузбасс на этом мероприятии представила делегация Таштагольского района. В ее составе – Мария Идигешева, руководитель шорского народного ансамбля «Чылтыс» (г. Таштагол, создан в 1985 году), родная тетя Екатерины Кушаковой. Она и попросила украшения у берёзовской мастерицы, чтобы продемонстрировать их жюри и гостям выставки (кроме этого, кузбассовцы исполнили песни на шорском языке, представили мастеров по изготовлению комуса–народного музыкального инструмента, по выделке кожи, по изготовлению кукол-оберегов, а также традиционных костюмов).

Украшения нашей мастерицы отражают шорскую культуру. Они были созданы Екатериной Георгиевной для дополнения народных женских костюмов, которые березовчанка тоже пошила сама.

 

Традиции родного дома

 

Екатерина Кушакова – представительница шорского народа. Изучением родной культуры занимается давно. Много традиций хранилось в ее семье, немало книг по этой тематике ей оставил в наследство брат Георгий Челбогашев, шорский общественный деятель, первый председатель Ассоциации шорского народа (1990 – 1992 гг.).

Екатерина Георгиевна неоднократно представляла творчество шорских писателей, народные традиции и кухню на городских и областных фестивалях. Только в этом году она посетила «Родники Кузбасса» в Кемерове, таштагольский «Пайрам» («праздник» по-шорски) и областной «Пайрам» в Междуреченске, «Фестиваль Кедра» в Мундыбаше. Екатерина Георгиевна старается не пропустить ни одного крупного культурного события, касающегося шорской культуры, где бы оно ни проходило. Многие из них были организованы по инициативе ее родственников – брата Георгия Георгиевича и тети Марии Ахрановны.

– Моя родина – Таштагол, но так сложилось, что долгие годы я живу в Берёзовском, а внуки – в Санкт-Петербурге. Невзирая на обстоятельства, стараюсь сохранить то, что знаю о своем родном народе, донести до людей и передать молодому поколению его мудрость и опыт. Многому сама учусь, несмотря на свой уже преклонный возраст. Своим примером показываю и доказываю, что это никогда не поздно, – рассуждает Екатерина Георгиевна.

 

Учиться никогда не поздно

 

Бисероплетением она заинтересовалась в 2016 году. В начале творческого пути даже не подозревала, как ей пригодится это умение.

– Когда впервые пришла в клуб творчества «Вдохновение», руководитель Елена Федоровна Марушкевич спросила, что мне интересно. Шить, вязать люблю, даже ткать умею – этому меня научила мама. Но мне хотелось что-то новое для себя открыть. Предложили попробовать бисероплетение. Начали с простого – показали, как делается цветок из шести бусин. Мне это занятие показалось увлекательным. Вскоре я научилась читать схемы, плести из бисера с помощью проволоки. Но мне все-таки нитка ближе. Поэтому я стала собирать бусины на нить и делать женские украшения – это занятие мне и вправду по душе, – рассказала Екатерина Георгиевна. – Может быть, откликнулось в душе мастерство какого-нибудь далекого предка.

 

Первый фестиваль

 

В 2017 году Екатерина Кушакова впервые побывала на берёзовском фестивале национальных культур «В слове «мы» сто тысяч «я» и загорелась желанием в нем поучаствовать. Серьезно готовилась к этому целый год. Сшила первое платье по мотивам шорского народного костюма, надела и украшения из бисера. На фестивале представила несколько шорских блюд, которые приготовила сама (толкан – перемолотый и прожаренный ячмень, вареники с кедровыми орешками, сало с колбой, шанежки шорские, морс из малины).

– Представила свою площадку в национальном костюме. Главным его украшением стал длинный пояс. Если четко следовать традиции, то он должен быть самотканый, но станка у меня не было, поэтому решила его сплести из бисера. Так мое увлечение бисером приобрело второе дыхание. Я стала изучать подробнее историю женских шорских украшений, – рассказала Екатерина Георгиевна. – Наши предки носили бусы, делали их из ягод калины, рябины, раковин каури, а более состоятельные делали из бисера, который покупали. Каждое украшение имело сакральный смысл и носило функцию оберега. Женщины носили украшения с особенной символикой. Треугольники, ромбы, квадраты обозначают в шорской культуре горы, воду, тайгу, землю, солнце. Такие изображения как бы задабривают природу, делают ее силу полезной для человека.

 

Что говорит наука

 

Вот что об этом рассказывает медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа».

Шорский орнамент носит преимущественно геометрический характер. Он состоит из полос, горизонтальных линий, зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов, звезд, крестов, косых линий, сетки, чередующихся между собой светлых и темных прямоугольников, ломаных линий.

Женский шорский костюм оживлялся украшениями – ушными, накосными, шейными, налобными, также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные или шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос, кусочки кожи и меха и пр.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. Незамужние девушки три, пять или семь (обязательно нечетное количество) косичек сплетали в одну косу. У девушек косы оканчивались накосным украшением «чинча» – жгутами, сплетенными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и медными колокольчиками.

На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные – ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов (что-то вроде герданы).

У шорианок были и налобные украшения из прямоугольного куска плиса с льняной подкладкой. Завязывались они сзади тесемками. Лицевая сторона расшивалась металлическими бляшками, железными узорчатыми пластинками. По бокам свисали по пять цепочек, соединенных между собой кольцами. На нижнем конце каждой цепочки – шаровидный бубенчик.

Ушными украшениями считаются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет. Серьги ызырга делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти-шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, иногда на проволоку нанизывается одна-две бусины.

На пальцах рук как женщины, так и девушки носят серебряные и медные тонкие кольца или перстни «чустуг» с печаткой, украшенной квадратами с сердцевидными изображениями.

Ожерелье, серьги, браслет – украшения из бисера, изготовленные Екатериной Кушаковой для дополнения женского шорского национального костюма. Фото Галины Быковой.

 

Справка «МГ»

История бисера в Сибири

Бисер появился у народов Сибири в результате торговли или обмена. Начало ввоза на территорию Западной Сибири посредством русской торговли бус из стекла, янтаря, сердолика, горного хрусталя, бронзы и серебра, а также бус булгарского и западноевропейского производства относят к эпохе Средневековья (XI–XIII в.в.).

Перечень товаров, привозимых бухарскими купцами в Тобольск и на Ямышевскую ярмарку в конце XVI–начале XVIII в.в., показывает, что бисер в это время поступал из Европейской России, а бусы «одекуй» – из Средней Азии и Китая. Через русских и бухарских купцов проникали в Западную Сибирь изделия булгарских мастеров.

В целом проникновение этих украшений в Западную Сибирь, вероятно, можно обозначить двумя исторически сложившимися направлениями: западным (европейским) и восточным (Средняя Азия, Китай, Индия).

Кроме шорцев бисер широко использовали обские угроы, алтайцы, хакасы, кеты, эвенки, эвены, долганы, коряки, якуты, юкагиры.

По материалам учебного пособия «История народного искусства Сибири» Т. И. Кимеевой.

Анна Чекурова.