Творческая и немного дискуссионная встреча «за литературу» с Дмитрием Филиппенко

В Центре культурного развития состоялась творческая встреча с Дмитрием Филиппенко – поэтом, председателем совета молодых литераторов Кузбасса, членом Союза писателей России, шахтером (визит в Берёзовский ознаменовал начало очередного отпуска).

Дмитрий Филиппенко уже бывал в Берёзовском. В конце прошлого года его приезд был связан с региональным литературно-социальным проектом «На честном слове». По задумке Дмитрия, проект призван собрать как можно больше молодых литераторов из разных уголков Кузбасса для совместной работы и профессионального роста. На этот раз Дмитрий привез свои стихи, прежде всего, для знакомства с публикой читающей, интересующейся современной литературой и ее процессами. Встречу организовала берёзовская литстудия «Кислород» (https://vk.com/kislorod_lit_st).

 

О времени бейсболок и бандан

 

Дмитрий прочел стихотворения из своего крайнего (именно крайнего, как говорят шахтеры, – за плечами Дмитрия 17 лет подземного стажа) сборника «Качели ностальгии». В него, по словам автора, вошли стихотворения, написанные с 2020 по 2021 год. Дмитрий объяснил его название: «Качели – словно маятник, который колеблется из настоящего в прошлое и обратно».

В стихах осмыслены события, произошедшие в детстве и юности поэта, которые нас воспитывали, которые мы впитывали из уличной и массовой культуры. Ностальгию человека «под сорок» поняли и поддержали все, кто осознанно пережил 90-е годы. Не нужно объяснять знакомые, но подзабытые образы, явления прошлой жизни: малиновые девятки, сельские дискотеки, плакат с Ван Даммом, видеокассеты, бараки, «игра в денди» и деревенское лето у бабушки с дедушкой, сахар и мука в мешках под зарплату – в общем, все это прекрасное и ужасное «время бейсболок и бандан», которое повлияло на каждого из нас. Юной публике, конечно, пришлось кое-что расшифровать. Но и школьники находили знакомые имена, вписанные в строки поэта, вдохновленного днем сегодняшним: «Новой эпохе не интересен Жуль Верн, но греет душу Милохин…».

 

Если открыл талант в 38

 

Поговорили о современной литературе в России. Есть ли она? Если есть, как ее отличить от «нелитературы»? Как самому стать настоящим литератором, если чувствуешь, что есть потребность писать?

Дмитрий посоветовал начинать писать как можно раньше. А чтобы достичь роста, рекомендовал посещать семинары, знакомиться с профессиональными писателями, учиться и самим много читать. При этом нужно постоянно заявлять о себе. Он напомнил о крупных литературных фестивалях, которые проходят в Сибири и России. В Кузбассе это, например, литературный фестиваль им. Алексея Бельмасова, который проводится в Ленинске-Кузнецком с 2012 года под его началом. С 2015 года фестиваль стал всероссийским. Сначала в нем участвовало три региона, в этом году фестиваль собрал ребят из 23 регионов страны, его участниками стали свыше 600 человек.

– Нашими гостями на фестивале были известные писатели и поэты: Марина Кудимова, Ефим Бершин, Наталия Елизарова, Нина Ягодинцева, Валентина Ерофеева-Тверская, Виктор Кирюшин, Галина Илюхина, Даниэль Орлов, Роман Сенчин. Их нужно читать, нужно знакомиться лично, общаться, получать опыт, особенно молодым авторам. С 2021 года фестиваль молодежный – до 35 лет, но мы идем навстречу начинающим, то есть тем, кто открыл талант в 38 и даже 40 лет, мы не отказываем в участии. В качестве поощрения лучшие авторы могут получить сертификаты без отбора на другие фестивали высокого уровня. Лауреатами фестиваля, который прошел в мае, стали Варвара Заборцева из Архангельской области и Анна Фенина-Жукова из Йошкар-Олы. Ребята из Кузбасса получили сертификаты на литфестивали в Самару, Челябинск, Уфу, Красноярск, Москву.

 

Писатель в собственном соку? Спасибо, нет

 

Дмитрий поделился своим опытом поэтического становления с участниками литературной студии «Кислород».

– Писал с 15 лет в свое удовольствие, в общем, сначала увлекался музыкой, но однажды жизнь круто изменилась – я прошел отбор на международное совещание молодых писателей в Каменске-Уральском и попал на двухчасовой разбор своих стихотворений – узнал о себе много нового и что такое настоящая критика. Так началась литературная школа жизни. И ее нужно пройти всем молодым писателям, чтобы когда-нибудь и может быть состояться профессионально, получить признание. Писатель не может вариться в собственном соку – нужно учиться, перенимать опыт, меняться, развиваться, искать. На разборе познакомился с Ниной Александровной Ягодинцевой из Челябинска, которая стала редактором моих книг «Качели ностальгии», «Зайди за мною жить», «На побережье пульса», – рассказал Дмитрий Филиппенко.

 

Проза в России есть!

 

Публика также спрашивала: «Каким должен быть современный писатель? И нужно ли стремиться становиться литератором, если литература сегодня плохо продается?»

– Настоящие писатели сопровождали стройки века, отражали крупные исторические события, меняли политические процессы, судьбы, образ мысли миллионов людей. Писатель – это человек, который лучше и понятнее всех расскажет о человеке, эпохе, мире. Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин – настоящие писатели, истинные мастера слова. При всей гениальности – их произведения доступны и понятны всем! А сегодня много молодых авторов идет по пути беллетристики, которая запускается в сеть интернет – красиво, гладко, продаваемо. Но все это бессмысленно. Такое творчество портит вкус нашей молодежи, которая пытается читать! А молодежь думает, что раз такое творчество продается, значит, это и есть настоящее, значит, это и есть правильное. Но это далеко не так. Вот из-за таких коммерческих авторов, кстати, не понимается и не продается по-настоящему хорошая литература. Одна учительница сказала, когда мы приехали с проектом «На честном слове» в один из городов, мол, какая-такая современная проза? Ее нет! А у нее в это время за спиной стоит стеллаж с книгами Захара Прилепина, Алексея Иванова, Романа Сенчина, Даниэля Орлова – весь цвет российской современной прозы! Если учительница о них не знает, откуда узнают дети? Это проблема! Знаете, приносят сейчас молодые люди произведения свои на семинары, а у них все персонажи с английскими именами. Вот откуда возьмется любовь к русскому языку, русскому человеку? Эту ситуацию нужно исправлять. У подлинного писателя и поэта всегда была и есть сверхзадача – менять человека, менять общество – в лучшую сторону и формировать вкус читателя, – отметил Дмитрий Филиппенко.

 

Второй сезон и совещание

 

Дмитрий также поделился планами на лето. Все они направлены на поиск молодых и перспективных имен в Кузбассе. В конце августа в Томской Писанице впервые стартует областное совещание молодых авторов – литпроект поддержан региональным грантом. Планируется собрать около 50 местных поэтов, прозаиков, авторов детской литературы. Также в конце лета стартует второй сезон проекта «На честном слове». Дмитрий Филиппенко и Дмитрий Мурзин продолжат искать талантливую молодежь, если в первом сезоне были охвачены города Кемеровской области (выявлено более 100 местных молодых авторов), то на этот раз руководители проекта поедут по поселкам городского типа.

 

Справка «МГ»

Дмитрий Филиппенко – основатель и руководитель литературного цеха «Образ». С 2013 года – главный редактор литературных альманахов «Кольчугинская осень» и «ОБРАЗ». Автор четырех поэтических сборников: «На ладонях березовых рук», «Небо на подоконнике», «На побережье пульса», «Зайди за мною жить». Публиковался в журналах «Огни Кузбасса», «Наш современник», «Берега», «Ковчег», «Плавучий мост», «Нева», «Новый Орел», «Бийский вестник», «Байкал», «День и ночь», «Начало века», «Лиффт», «Русское эхо», «Культура Алтайского края», «Гостиный двор», альманахах «Между», «Часовые памяти», «Отечества священная палитра», газетах «ЛИК», «Истоки», «Поэтоград», «Площадь Пушкина», в «Литературной газете» и в коллективном сборнике «Эхо восьми голосов».

Лауреат межрегиональной премии им. В. А. Макарова (Омск). Награжден медалью «За веру и добро Кузбасса». Организатор Всероссийского литературного фестиваля им. А. Бельмасова. Живет в Ленинске-Кузнецком.

Анна Чекурова.