Пахтагуль – цветок хлопка. Риштанский ляган достали из запасника городского музея

«Такие блюда (ляганы) традиционны для узбекского дома. Наше блюдо – для плова, использовалось в 1970 -1980 годы. Предположительно, это ручная работа с риштанской росписью», – представила экспонат Галина Седых. Фото Юлии Гончаровой.

Этот экспонат подарила музею его научный сотрудник Галина Седых. Будучи школьницей, она привезла это блюдо из туристической поездки в Ташкент. Куплено на узбекском рынке.

На блюдо нанесён традиционный узбекский орнамент – знаменитые хлопковые коробочки и цветы.

Пахтагуль – самая популярная роспись на узбекской посуде. Еще с советских времен известно, что Узбекистан богат хлопком, а хлопок по-узбекски звучит как «пахта».

Пахтагуль — цветок хлопка, это белые цветы на синем фоне. Синий цвет довольно глубокий, насыщенный. Изготавливаются целые наборы посуды с подобной росписью, куда входят блюда и блюдца разной величины, кассы, пиалы.

Эта роспись получила название «риштанская» – по названию небольшого городка Риштан. В древности через него пролегал Великий Шелковый Путь, что вероятно и сыграло знаковую роль в его судьбе. Купеческие караваны, двигавшиеся из Китая, Индии, Персии, Ближнего Востока останавливались здесь, обменивались товарами. Это способствовало развитию собственного производства различных товаров, в том числе керамической посуды, ведь сырье для нее буквально лежало «под ногами».

Риштанские мастера (кузагары) подражали китайским умельцам, тщательно выписывая непонятные им иероглифы. Но постепенно они разработали собственную уникальную технологию, свой самобытный стиль, который до сих пор передается из поколения в поколение, от выдающихся умельцев к ученикам, которые начинают обучение гончарному ремеслу с детства, с 10-12 лет.

Почему ими был выбран для своего фаянса голубой (бирюзовый) цвет, который называют еще мусульманская синька? Возможно, потому что завозимый из Китая фарфор эпохи Минг расписывался краской, получаемой из кобальта. А может, потому что бирюза и украшения из нее всегда пользовались в Средней Азии повышенным спросом.

На стыке двух культур, при их взаимном проникновении, благодаря творческой фантазии гончаров-умельцев сложилась особая, не похожая ни на одну другую риштанская школа гончарства. В 1900 году керамика из Риштана была представлена на Парижской Всемирной выставке, где успешно конкурировала с майоликой и другими сортами европейского фаянса и фарфора.

Сегодня риштанская керамическая посуда представляет высокую историческую, художественную ценность. Благодаря своей оригинальности, большому разнообразию форм, разновидностей изделий, она пользуется спросом не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами.

Подготовили Наталья Макарова, Юлия Гончарова, научный сотрудник городского музея им. В.Н. Плотникова.

 

А вы знали, что…?

Секреты риштанской керамики

В процессе творчества, многие мастера поют, читают молитвы, что способствует насыщению их изделий положительной энергией.

Материалы

Все, что могло потребоваться древним мастерам в процессе работы над своими керамическими шедеврами, они находили в окрестностях своего поселения, за исключением кобальта и ляпис-глазури. Именно этим объясняется развитие гончарного ремесла именно в Риштане, ведь даже название городка берет свои корни в древне- согдийском языке: Руши (Раш, Руш) переводится, как «красная земля». Здесь находится богатое месторождение гончарной глины красного цвета хоки-сурх. Но особая глина – не единственный «секрет» риштанских мастеров керамики. Есть у них и другие «тайны».

Узор

Посуда узбекских гончаров легко узнаваема благодаря живописным узорам. Именно растительный орнамент играет одну из основных ролей в приобретении посудой магических свойств. Керамика Риштан, каждый завиток росписи которой имеет свой сакральный смысл, является оберегами, талисманами, способствуют улучшению пищеварения (если изделия используются в качестве посуды для принятия пищи). Миндаль в рисунке несет владельцу счастье, удачу, наличие граната – здоровье, долголетие, и так далее.

Цвет

Сразу после изготовления посуда имеет неприглядный, черный цвет. Но после того как изделия подвергнутся обжигу, они приобретают удивительные оттенки, характерные только для гончарных изделий этого региона Узбекистана: белый, голубой, синий, бирюзовый. Во многом именно по этой гамме знатоки и определяют риштанскую керамику.

Глазурь

Мастера наносят на свои изделия особую глазурь – ишкор. Основным элементом, из которого ее готовят, являются зола, пепел, получаемые при сжигании травы киркбугин (чоройнак), произрастающей в предгорьях Чаткальского хребта. Это очень свободолюбивое растение, которое не желает жить рядом с людьми. За многие века садоводы неоднократно пытались «приручить» ее, высевая в садах, на открытых и закрытых участках, но безуспешно.

Ишкоровая глазурь под яркими лучами солнца не создает бликов – это одно из ее отличительных свойств. Она не только придает изделиям привлекательный вид, но и способствует увеличению их прочности.

Риштанская керамика производит удивительные звуки, характерные только для высококачественного фарфора, керамики. Люди всегда ценили ее красоту, живописность и использовали в качестве подарочных изделий, предметов интерьера. А кушать из такой посуды – настоящее блаженство. Горячее в ней долго остается горячим, а холодные напитки, пища не нагреваются. Узбекские повара утверждают, что чем чаще она используется, например, ляганы (блюда для плова), тем ярче становится ее раскраска.