Нити жизни. Как женское рукоделие влияет на судьбу, отношения с людьми и настроение

Елена Марушкевич: «В доме, где есть любовь к рукоделию, обязательно поселится счастье». Фото Сергея Могиленца.

В допетровскую эпоху девочка с семи лет начинала заниматься рукоделием. В 11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи, а в 16 лет девушка могла ткать. Над теми, кто не овладел мастерством в определенном возрасте, насмехались. Девочек, не научившихся прясть, не способных к рукоделию, звали «непряхами» (из книги М. В. Коротковой «Путешествие в историю русского быта»). Так что же женщины, все мы с вами непряхи сегодня? Ну, уж нет, не все!

 

Интернет-пряхи

Тенденции к возврату к традиционному рукоделию явно стали прослеживаться, как ни странно, с приходом информационных технологий – вседоступного интернета. Но все же женские секреты теперь передаются не только с помощью цифрового сигнала, а, например, из уст в уста – от научных музейных сотрудников – посетителям.

7 октября в городском музее открывается выставка «Нити жизни», посвященная старинному женскому рукоделию: ткачеству, прядению, искусству вышивания, вязания и не только. Экспозиция представляет собой коллекцию самопрялок, настоящий напольный ткацкий станок, в также всевозможные донце-прялки, веретена, чесалки. Дополняют выставку изделия, которые когда-то были изготовлены нашими бабушками и прабабушками – домотканые половики, кушаки, рушники. Все эти сокровища переданы в музей жителями нашего города и его округи, которые понимают – в них зашифрована история. Но гости придут на выставку не только посмотреть и послушать. Руководитель творческого клуба «Вдохновение» Елена Марушкевич на открытии экспозиции проведет мастер-класс по ткачеству.

Нам удалось встретиться с мастерицей немножко раньше запланированной выставки, еще на этапе ее подготовки.

 

Ткачество в квартире

Елена Федоровна старательно натягивала нити для работы на ткацком стане. За этим занятием и состоялась наша не очень долгая беседа, так как дело в ее руках быстро спорилось.

Она рассказала, что интерес к ткачеству у нее был давно, как и к культуре, быту наших предков. Старинный напольный ткацкий стан впервые увидела тоже на одной из выставок. Вскоре побывала и на мастер-классах, которые обычно устраивают на различных крупных фестивалях народного творчества. И вот, в прошлом году сын подарил настольный ткацкий станок. Он свободно помещается в квартире, легко собирается для работы и разбирается после, умещается в небольшую коробку для хранения.

– Несмотря на то, что станок компактный, на нем можно соткать полотно шириной до 80 сантиметров. Первый коврик был изготовлен в нетерпении, как только станок был собран. У меня ушло на это буквально два вечера, – рассказала Елена Федоровна. – Тот самый коврик облюбовал котик Дымка – нравится ему на нем спать. И в общем он с радостью принял в доме ткацкий станок. Любит под ним отдыхать, когда я или дочка Марина за ним работаем – по-своему создает уют.

Сам процесс ткачества, по уверению мастера, идет легко. Главное в этом деле – подбирать цвета нитей, чтобы коврик смотрелся гармонично и радовал глаз, но здесь все индивидуально. Сейчас многие ткут не только коврики, а накидки на кресла, стулья, даже гобелены на стены.

Елена Федоровна для своих ковриков использует хлопковые нити, а качестве поперечных нитей приспосабливает ленты из использованных старых вещей.

– Нравится, что вещи продолжают служить, не выбрасываются, меньше мусора на планете – больше пользы. Это направление тоже для меня важно. Идет в дело все: поношенные футболки, простыни, даже колготки старые можно использовать (синтетические ткани прочные)! Мы бросили кличь по родственникам. Они несут нам такие вещи. А потом с радостью принимают наши подарки, – поделилась Елена Марушкевич.

Магическое действо

Елена Федоровна верит, что рукоделие – это мощная магия в хорошем смысле. Наши предки приступали к шитью, вышивке, ткачеству только в хорошем расположении духа, пели песни, думая при этом о дорогих любимых людях, которым предназначалась вещь. Считалось, что с каждым стежком жизнь этого человека шла на лад. Когда рукодельница выравнивает, расправляет нитки, полотно, у нее и у самой все в жизни выравнивается, расправляется. Нить – символ самой жизни и судьбы – так думали наши предки. И ведь действительно, что-то в этом есть. Многие рукодельницы говорят, что работа их успокаивает, помогает упорядочить собственные мысли и просто радует.

Семейная реликвия

Елена Федоровна тоже принесла для выставки несколько вещей. Среди них те, что она или ее дочь сделали сами. Но есть и особая, которая считается семейной реликвией – это самотканый рушник из Украины.

Примерно пять лет назад дочь Марина разыскала родственников, которые живут на Украине. Приехала к ним в гости – в Ровенскую область, село Бичаль. Родственники очень обрадовались, признали в ней, гарной дивчине, внучку Миколы. Дедушка Марины Николай родился в этой деревне, но покинул ее с призывом в амию еще в советские годы. Служил в Сибири, да так и остался здесь жить.

– И вот что интересно, мы рукоделием занимаемся для удовольствия, а они этим живут! В селе в каждом дворе – гуси, утки, как правило, есть небольшой трактор, чтобы обрабатывать землю. И не только сад-огород, но и площади для выращивания льна и других культур. Так вот, среди подарков от родных – вот этот самотканый льняной рушник работы бабушки Нины, двоюродной сестры дедушки Марины Николая, – рассказала Елена Федоровна, – для нашей семьи этот подарок особенно дорог.

Елена Федоровна отметила, что у ее мамы не было времени заниматься рукоделием, потому что она была постоянно занята на работе, а дома жила бесконечными заботами о своей большой семье. Но три ее дочери понемногу пытаются рукодельничать, интересоваться бытом и культурой бабушек и дедушек. С каждым днем этот интерес растет, опыт копится и вот уже хочется передать его детям, внукам и всем, кто захочет.

Марине Марушкевич льняной рушник подарен в 2018 году бабушкой Ниной, которая его соткала своими руками (Украина, Ровенская область, село Бичаль). Фото Сергея Могиленца.

–Я и сама в юности не вышивала целыми днями, я хотела стать инженером вычислительной техники, помню, как после школы с подружками поступала в Новосибирский электротехнический институт (НЭТИ). Мне не хватило половины балла. Было обидно, но меня приняли в радиотехническое училище. Вот откуда, наверное, у меня понимание различных схем вязания, вышивания и склонность к конструированию, – смеется Елена Федоровна. – Потом получила педагогическое образование, работала в детском саду, в Центре развития творчества детей и юношества. У меня появилась склонность к рукоделию, наверное, еще от постоянного общения с детьми. В общем, так сложилась судьба, так легли и расправились нити моей жизни. Ни о чем не жалею, все получается ровно, красиво и хорошо, как задумано, как хочется!

Анна Чекурова.