Мастерицы-вязальщицы порассуждали о своем увлечении

Фото: библиотека «Гармония».

В барзасской библиотеке «Родник» часто собираются жители поселка: посмотреть очередную тематическую выставку, собранную из семейных реликвий односельчан, и пообщаться в теплой во всех смыслах обстановке. Поводом для очередного «заседания по душам» стала выставка вязаных вещей.

 

Семейные реликвии

Мастерицы-вязальщицы Барзаса принесли носки и рукавички, шарфы и шапки, кофточки и платья, ажурные салфетки и игрушки. Многие из этих вещей хранятся у мастеров как память. Одна из таких семейных реликвий – белое платье из тонкой ажурной ткани. На воротничке виднеется магазинная бирка – значит, платье точно нельзя назвать изделием ручной работы. Как же выделили ему место в экспозиции?

Если присмотреться, подол декорирован вязаным кружевом. Заявленной теме выставки соответствует. Но главная его ценность не в этом.

– Платье принадлежит жене моего брата. В нем венчалась ее мама, – рассказала местная жительница Татьяна Тарасова. – Это не просто памятная вещь, а семейная реликвия. Кто знает, может, наши девчонки тоже наденут его, когда придет время замуж выходить… А вот те рукавички – знаю чьи. Это баба Оля Ташкинова вязала. Этот орнамент с другим не перепутать, я его с детства помню. Никто в поселке больше так не умел! Оксана Поступная, внучка ее, наверное, принесла? К Оксане мы постоянно с подружками ходили, чтобы нитками любоваться – у бабы Оли каких только не было! Да все яркие! Нам, девчонкам, они казались настоящим сокровищем. Бывало, придешь, а она вяжет или ковер выбивает этими нитками. Сидишь и любуешься…

Интерес к вязанию у Татьяны Ивановны с детства. Лет в восемь она связала первое платьице для куклы. Вязать учила бабушка. Получалось не сразу. Как и большинство начинающих, она сильно стягивала петли, острыми спицами резала пальцы, с непривычки болели руки. Но не отступала от своего. Вяжет и сейчас, как и другие женщины в их семье. В экспозиции выставки красуются разноцветное одеяло и декоративные коврики для мебели, сделанные ее родственницей Ниной Добрыниной.

 

Паутина вдохновения

Со временем интерес к вязанию не пропадает, наоборот, только увеличился под влиянием интернета, считают мастерицы.

– Чего там только нет! Это раньше приходилось книги и журналы листать, схемы узоров друг у друга в тетрадки переписывать, а потом разбирать их, – вспоминает Татьяна Тарасова. – А сейчас что бы ни вязать? Интернет открыл, видео посмотрел – красота!

Согласились с ней и другие мастерицы.

– Действительно, идей для вдохновения и ценных советов опытных мастериц там множество! – подтвердила Татьяна Адаричева. Именно так появилась у нее компания вязаных игрушек. – Увидела. Очень уж захотелось связать что-то подобное. Сначала напугалась, что вяжутся игрушки сложно, что у меня никогда ничего не получится. Но петелька за петелькой, минутка за минуткой – два с половиной месяца и связала собачку.

Благодаря всемирной паутине в гардеробе Татьяны Адаричевой появилась необычная вещица под названием бактус. Это многофункциональный вязаный шарф треугольной формы, с орнаментом, который некогда был популярен у жителей Дании и Норвегии. Скандинавы использовали его, исходя из практических соображений. Сейчас бактус стал современным модным аксессуаром. Связать необычный шарф-косынку захотела и Татьяна Алексеевна. Несколько раз распускала начатое и принималась за дело вновь.

– Думала: «Не буду. Надоело. Нервов не хватает!». А нужно-то всего было – запастись терпением, – сейчас мастерица вспоминает этот опыт с улыбкой и охотно рассказывает, как все-таки просто вяжется эта необычная вещица.

Интерес к вязальному делу у Татьяны Адаричевой появился от бабушки-мастерицы. Сначала просто наблюдала, заглядывала бабушке через плечо, не спуская глаз с гладких спиц, мелькающих в ловких пальцах. Потом и сама начала:

– Помню, вяжешь-вяжешь, а получается косынка вместо шарфа. Откуда что берется…

Вязаный платок принесен на выставку Надеждой Циркиной. Он сплетен на гвоздях. Способ простой: в фанеру вбиваются гвозди по рисунку и оплетаются нитью. Фото: библиотека «Родник».

Красота или функциональность?

Самая старшая вязальщица среди собравшихся – Ольга Филоненко. 3 сентября ей исполнилось 75 лет. Вязать ее научила мама, маму – ее мама. Все женщины в семье умели это делать.

– В деревне все вязали. Это сейчас вязаными изделиями люди хотят выделиться, удивить. А для нас это было необходимостью, – говорит Ольга Алексеевна. – Носки, варежки, шарфы – начинала с простого. Старалась с узорами да с орнаментами вязать, чтобы вещи красивыми были.

Однако практичность вязаных вещей была важнее, чем их красота. Многие мастерицы старались вывязывать носки не единым изделием, подошву делали отдельной деталью: когда она износится, ее можно было связать заново и заменить.

В годы Великой Отечественной войны из Барзаса на фронт отправляли вязаные изделия для солдат. Мастерицы помнят рассказы матерей и бабушек о том, как вязали солдатские рукавицы.

– Они отличались от обычных рукавичек. Вывязывались отверстия под большой и указательный палец, чтобы стрелять из оружия было удобно. Вязали поздними вечерами, собираясь у одной лучины по нескольку человек, – рассказывает Людмила Жданова. Людмила Григорьевна тоже вяжет. Но научила ее этому не мама или бабушка, а учительница труда в школе. – Азы я освоила именно там, а дальше бегала к тетке, папиной старшей сестре, которая жила по соседству: «Покажите, пожалуйста…». Покажет. Вяжу. Тоже вязала туго – пальцы в кровь. Плачешь, но вяжешь.

Есть у Людмилы Григорьевны и небольшая вязальная машинка. Освоить ее так и не довелось – пылится за ненадобностью.

 

Можно и купить…

Мастерицы рассуждали и о том, насколько интересно вязание современному поколению. Необходимости в самовязанных вещах сейчас нет – все можно купить в магазине.

– Мои девчонки так и рассуждают, – говорит Людмила Жданова.

Многие согласились с Людмилой Григорьевной – их дочери и внучки тоже к вязанию не проявляют ни малейшего интереса.

А вот Татьяна Адаричева с ними не согласна. В библиотеке она учит ребят азам вязания.

– Есть дети, которые проявляют к вязанию настоящие стремление и интерес. Если есть желание – научишься всему. Наши сегодняшние истории – тому подтверждение. Вязаные вещицы нет-нет да снова входят в моду, – рассуждает Татьяна Алексеевна. – Думаю, искусство вязания не уйдет, а будет передаваться из поколения в поколение еще очень долго. Во всяком случае, я в это верю.

Справка «МГ»

 

Самая древняя техника вязания – иглой с одним ушком нитью ограниченной длины. В этой технике выполнены шнуры, обнаруженные в Китае. Изделия датируются III в. до н. э. В коптских захоронениях (IV-VI вв. н. э.) исследователи обнаружили носки, связанные иглой. Художественного совершенства эта техника достигла в Средневековье. Искусство вязания иглой до сих пор сохранилось в районах Северной Европы, главным образом в Скандинавии, странах Балтии. Техника известна и в России: в Коми и Карелии.

Популярная техника вязания на спицах также насчитывает не одно столетие. Древнейшие костяные вязальные спицы датируются II в. н. э. Они были обнаружены при раскопках в окрестностях г. Ним (Южная Франция). В XV-XVIII вв. продукция мануфактур, занимающихся ручным вязанием, была широко востребована во всех европейских странах. Причем вязание было занятием исключительно мужским.

Сведения о вязаных элементах крестьянского костюма народов, населяющих современную Россию, практически отсутствуют. Однако уже в XVIII в. на ярмарках повсеместно продавали носки и варежки. Наиболее крупные центры производства вязаных изделий сосредоточились в Поволжье. Особой популярностью пользовались оренбургские пуховые платки.

В конце XVIII – начале XIX вв. в России прекращается массовое производство изделий, выполненных в технике ручного вязания на спицах. Это ремесло перешло в разряд домашнего рукоделия. С конца XIX века в России получило распространение и вязание крючком. Заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

По материалам «Большой Российской энциклопедии» (т. 6).

Ксения Керн.