Мастер древесности. Никакой химии, только кап, сувель, чага и волшебная энергетика леса

Константин Прибытов: «Древесина — древнейший материал для творчества и строительства, поэтому он так привлекателен для человека». Фото Сергея Могиленца.

Константин Прибытов – завсегдатай фестивалей народных ремесел. Летом мастер был на городской «Белой берёзе», а в этот вторник встретила его на осенней ярмарке. Посетители обступают мастера, чтобы полюбоваться его работами, потрогать гладкие и шершавые деревянные изделия с причудливыми узорами.

 

Любовь с первого взгляда

– Я прямо влюбилась в эти сережки! – вдруг воскликнула женщина. Опередив меня, она подошла к импровизированному прилавку Константина Владимировича. Среди кружек, вазочек, светильников-ночников, ложечек из капа, сувели и обычной древесины – несколько пар удивительных сережек. Украшения из кедра гостья ярмарки осторожно взяла в руки. Подержала некоторое время и вдруг призналась, что не хочет возвращать их обратно, так уж они ей понравились.

 

Энергичный материал

Продолговатые гладкие капельки из кусочков дерева имеют лесной запах, успокаивающую и гладкую на ощупь фактуру и, как сказала женщина, обладают какой-то особенной энергетикой. Оказывается, многие могут ее почувствовать.

– Вы верите в особенную силу дерева? – осторожно спрашиваю у мастера, немного удивившись реакции женщины.

– Да, конечно! – безо всякой иронии отвечает Константин Прибытов. – Кедр, например, – дерево с особой энергетикой. В кедровом лесу человек ощущает себя спокойно, уверенно, бодро, даже если до прихода туда был уставшим и подавленным. Дерево есть дерево, оно живое.

Мастер проверял это на себе неоднократно. Он любит гулять по лесу со своей собакой – охотником спаниелем с озорным именем Жулик. Раньше они вместе охотились, а теперь все больше ходят на рыбалку или просто побродить да подышать хвойным воздухом, полюбоваться дикой природой, отдохнуть от города глазами и душой.

Многие тянутся к деревьям, только этого не осознают. Они не могут объяснить, почему им нравится находиться в парке, в лесу, пользоваться разными вещами из этого природного материала. С другой стороны, что объяснять, если и так понятно, что нашим предкам на протяжении столетий деревья помогали выживать: давали тень в жаркий полдень, были топливом в холод, надежным материалом для постройки жилища и многих жизненно необходимых вещей. Не зря есть такое выражение – палочка-выручалочка. Да, именно палочка в умелых руках может превратиться во что угодно. Вот, например, у Константина она стала удобной и немного забавной спиночесалкой.

– Идею таких спиночесалок знаменитый у нас мастер Геннадий Куватов где-то подсмотрел. Стал сам делать и мне показал. Людям нравится простая функциональная вещь. Деревянная – в руки взять приятно, – рассказал Константин Прибытов. Он также заметил, что люди любят дарить друг другу деревянные вещи: шкатулки, колечки, серьги, посуду. С ними будто бы передается тепло и любовь. Это можно почувствовать.

Такая кружечка удобна в походных условиях. Фото Константина Прибытова.

Проявить красоту

Чем же отличаются работы Прибытова от остальных? Резчики по дереву, берестянщики порой удивляют своими техниками, обращая грубый материал в нежное кружево или затейливый сюжет. А вот мастер, который работает с капом и сувелью, больше трудится над тем, чтобы ярче проявить дикий, природный неповторимый рисунок, который может быть в виде точек разного размера, причудливо закрученных волокон дерева. В таком рисунке каждый может увидеть что-то свое. Константин Прибытов любит именно такую работу, ему нравится раскрывать редкую фактуру древесины.

– Когда берешь в руки кап или сувель, сразу представляешь, что из него может получиться: вазочка, кружечка, тарелочка. Вынимаешь лишнее, а потом шлифуешь, как камень, – рассказал Константин Прибытов. – Можно придать изделию правильную форму, а можно сохранить природную. Кап и сувель материалы твердые, они отличаются от простого дерева. Кап – это такие наросты на березе или ели, вроде шишки, на них веточки растут, как иголочки. А сувель просто шишкой растет – у него другой рисунок. Материалы нахожу в тайге. Но тоже люблю и с разными видами дерева работать. Например, с яблоней. Ее много растет в заброшенных огородах. Клен, ива, карагач тоже подходят. Иногда выписываю по интернету орех, грушу, абрикос. У всякого дерева свои свойства: рисунок, запах, фактура.

Посетители ярмарки интересовались, чем мастер обрабатывает посуду, чтобы она не разбухала, не трескалась? Насколько эти составы безопасны? Об этом спросила и я.

– Подкрашиваю я изделия отваром чаги (грибной твердый нарост на березе, отвары которого применяются в народной медицине), поэтому можно не беспокоясь использовать кружки, ложки, тарелки по назначению. Сверху покрываю льняным маслом, которое, кстати, употребляют в пищу, например, в качестве заправок салатов. Затем и третий слой – пчелиный воск. Так что никакой химии, – успокоил мастер.

Он утверждает, что такая обработка хорошо пропитывает изделие. Буквально через месяц кристаллизуется и уже практически не вымывается. Конечно, если надолго оставить ее в воде, то может испортиться. Посуду из дерева или капа лучше после мытья сразу, вытереть мягкой, чистой тряпочкой и положить в сухое место. Если следовать этим простым правилам, то деревянная посуда прослужит долго. Ничего с ней не случится, как с той кружечкой, которую впервые Константин изготовил 13 лет назад.

 

Жизнь таежная

Инструмент по дереву Константин взял в руки в 2009 году. Попробовал сделать кружечку из березового капа, не для красоты, а чтобы брать на рыбалку. Получилось неплохо. С тех пор и стал мастерить потихоньку для себя, своих родных и всех, кто попросит. Основной работе такое хобби оказалось не помехой.

– Кружечкой той до сих пор пользуюсь – беру в походы. Все-таки очень крепкий материал березовый кап, к тому же легкий, удобно в любой дороге. Можно повесить на пояс или рюкзак, для этого в кружке есть отверстие для шнурка, – рассказал Константин Владимирович.

Работа с деревом для него важна, но сейчас это скорее хобби, чем дело всей жизни. Трудится он электрослесарем. По образованию электрик, но еще раньше, сразу после школы, выучился на пчеловода в прокопьевском училище. В начале девяностых, с 1991 по 1994 годы работал на пасеке. Жил в лесу.

– Очень мне нравится это ремесло! На пасеке проводил много времени: с апреля по октябрь. Но годы были тяжелые. Пришлось искать работу на производстве, так и сложилась моя судьба, – отметил Константин.

Сейчас он мечтает вновь вернуться к пчеловодству, а может быть и просто пока больше времени проводить в своей любимой столярке, которую организовал в родительском доме.

– Прадед был егерем, поэтому и тянет в лес, наверное, – предположил Константин Прибытов. – Во всяком случае, мне нравится таежная жизнь. После выхода на пенсию, а до нее мне еще пять лет работы, если поучится, попробую наладить жизнь по-новому, но не буду загадывать, – рассказал Константин.

Тем временем ярмарка закончилась, уютные квартиры позвали горожан своим теплом с промозглых осенних улиц. Кто-то из них принес с собой в дом кусочки деревянного чуда – с летним запахом леса и пчелиного воска от мастера Константина Прибытова. Они наверняка будут напоминать о чем-то хорошем, приятном и по-настоящему красивом.

Посуда из капа и сувели может быть правильной формы, а может сохранять природную. Фото Константина Прибытова.

Справа «МГ»

Кап (капокорень) – нарост на дереве с деформированными или хаотичными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного многочисленными мелкими древесными узелками спящих почек.

Сувель – это наросты без спящих почек. В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли.

Наросты возникают на деревьях в результате какого-либо резкого изменения в развитии растения, которое может иметь естественную или антропогенную причину. Почти всегда капы покрыты корой для защиты дерева от насекомых и грибковых заболеваний.

Из капов получают необычную, одну из самых ценимых за красоту, древесину со сложной текстурой волокон, редкость делает ее еще более дорогой. Разнообразие текстуры капов обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок капов неповторимым и разнообразным, из-за чего древесина капов востребована художниками, скульпторами и краснодеревщиками. Кап широко используется в декоративно-прикладном искусстве корнепластики.

 

Из истории

Руководитель первой научной экспедиции в Сибирь, сподвижник Петра Первого, Даниэль Мессершмидт, проезжая в 1726 году Карино и Хлынов, оставил описание капового промысла: «Расспросил у местных людей о каповой – узлах березы и узнал, что удмурты их часто вырубают в лесах своего района… Находят эти берёзовые узлы с волнистыми узорами различной величины, большей частью полукруглыми, самые маленькие 2-3 дюйма, самые больше – 14-15, реже больше в диаметре, или прямо на самом стволе возле ответвления больших ветвей, эти похуже, или же у разветвления корней под дёрном, каковые безусловно наилучшие. Материал – не губчатый подобно трутовикам, а плотный и похожий на дерево, если вообще не дерево. Это древесное вещество в изящнейших вариациях и приятно для глаз разрисовано нежнейшими светлыми волнистыми прожилками… Эти наросты привозятся в город Хлынов и обрабатываются русскими токарями до того искусной рукой, что из одного нароста в 10-12 дюймов диаметром вырезаются 3, 4 и более чаш и чашек, каждая следующая меньше и каждая с ложкой».

Анна Чекурова.