Легко ли быть человеком-праздником в режиме нон-стоп

Замдиректора ДК шахтеров по культурно-досуговой деятельности Надежда Капитаненко стала победительницей в номинации «Золотые традиции культурно-досугового учреждения» конкурса «Лучший работник культуры Берёзовского городского округа-2022». «МГ» побеседовал с Надеждой Владимировной о конкурсе и праздничных буднях творческого работника.

 

– Надежда Владимировна, вы часто выступаете автором и ведущей различных творческих конкурсов для детей и взрослых. Каково самой быть конкурсанткой?

– Сложность, как обычно, была только в одном – мало времени на подготовку. Причем, этот фактор постоянный, в какой бы роли я ни была – участника, организатора, ведущей или кого-то еще. Времени всегда не хватает!

Других трудностей не было. У меня накопился достаточно большой опыт участия в городских и областных конкурсах. И не только тех, где я участвовала одна, но и семейных. Уговорить мужа поучаствовать где-то не составляет сложности. В этом мне повезло – он охотно идет на подмогу. Чего только стоил конкурс «Молодая семья» 2014 года! Младшей дочке тогда исполнилось полтора годика. Это был отчаянный поступок с моей стороны – видимо, засиделась в декрете. Но супруг поддержал. Мы тогда стали победителями городского этапа.

Конкурс на звание лучшего культработника – это уже моя третья, и самая удачная, попытка участия. Удачная, считаю, именно в плане самореализации. Сейчас я работаю заместителем директора Дворца культуры шахтеров, накоплен хороший багаж опыта, которым можно делиться.

– С чего начался ваш путь в сферу культуры? Культработник – профессия, о которой мечталось с детства?

– Не скажу, что в школе я была активным участником художественной самодеятельности. Да, ходила в ДК, меня там знали. Но осознания, что я хочу работать в культуре, не было никогда.

Все как-то само собой сложилось – очень легко и гармонично. Как будто по-другому и быть не могло. Хотя после школы я поступала на преподавателя математики, потом отучилась на социального работника, а в колледж культуры пошла с подругой, чтобы поддержать ее на вступительных экзаменах. По иронии судьбы, меня зачислили, а ее – нет. Но я не стала учиться. В это же время мне предложили поработать методистом в ДК поселка Барзас. Это моя первая запись в трудовой книжке. На следующий год я уже осознанно снова поступила в Кемеровский колледж культуры, потом – в университет. В этом году у меня своего рода профессиональный юбилей – двадцать лет в сфере культуры.

В небольшом дружном коллективе барзасского ДК проработала около восьми лет. Я глубоко признательна своему первому директору Любови Федоровне Будаковой, творческим наставникам Наталье Семеновне Мосейко, Татьяне Яковлевне Котович (Покасовой) и Любови Германовне Зиновьевой. Я благодарна судьбе, что мне встретились такие замечательные люди.

Потом меня пригласили специалистом в управление культуры нашего города. Долго сомневалась. Но все складывалось по воле внешних обстоятельств: я выходила замуж и планировала переехать из Барзаса. В управлении задержалась примерно года на полтора, не считая трех лет декрета. Работала с документацией. Для меня такой вид деятельности был новым. Опыт, конечно, колоссальный. В тот период я познакомилась практически со всеми культработниками в городе. Очень ценю это.

А потом мне захотелось творчества… Полета! И я ушла.

– Должность заместителя ДК разве не предполагает той же бумажной рутины, от которой вы ушли?

– С бумагами, конечно, приходится работать много. Но в плане творчества – самореализация полная. Здесь я и ведущая, и артист, и сценарист, и режиссер, и мастер декоративно-прикладного искусства… Да и замдиректора я стала не сразу.

– А что из всего этого многообразия все-таки ближе?

– Я больше сценарист-режиссер, который остается за кулисами. Мне очень нравится наблюдать за реакцией зрителя. Только так можно понять, насколько успешно все прошло. Но в нашей профессии это большая роскошь. Редко получается остаться в стороне – приходится выходить на сцену.

Но я убеждена, что режиссер должен оставаться за кулисами. Да, у тебя есть помощники, каждый из которых отвечает за что-то свое. Но они все равно не знают того, что знаешь ты. У них нет полного понимания того, как все должно происходить на сцене.

Сейчас начнется самая горячая для работников культуры пора – новогодние праздники. Будет тяжело. Иногда после очередного утренника приходишь домой и падаешь от усталости. Хочется просто побыть одной в тишине и помолчать. Но в плане отдачи новогодние мероприятия – самые благодарные. Дети заряжают невероятной энергией!

– А близкие? Как супруг и дочери относятся к тому, что маме приходится работать в праздники?

– Мне очень повезло с семьей. Когда я не могу в праздник быть дома, они иногда сами приезжают ко мне на работу. Правда, это не всегда получается. Старшая дочь Катерина часто помогает мне в мероприятиях, беру ее и как соведущую.

– Накладывает ли профессия свой отпечаток в плане восприятия праздников? Для вас праздник остается праздником или уже стал просто работой, которую нужно выполнить?

– Праздник есть праздник. И несмотря ни на что, всегда хочется творить, создавать праздничное настроение. Стенами ДК это не ограничивается – невозможно творить точечно.

Мне моя работа нравится. Конечно, как и везде, есть свои трудности. Но они закаляют. Остальное – только вдохновляет! Невозможно работать в культуре, если тебе это не по душе.

Но профессия, безусловно, накладывает свой отпечаток. В августе мы с семьей ездили в Мариинск. Отдохнуть, посмотреть город, я еще хотела поучаствовать в ярмарке мастеров декоративно-прикладного искусства на Дне сибирского купечества, есть такой праздник. Раньше я видела только фотоотчеты с этого фестиваля, а здесь окунулась с головой в праздничную атмосферу. Казалось бы, отдыхай, что еще надо? Но я подмечала какие-то моменты: «Ага, здесь у них такие-то мастер-классы – народ идет. Та-а-а-а-к, любопытно оформленные фотозоны. Платные?! А у нас все бесплатно!». У тебя, вроде, и цели нет сравнивать или что-то выведать, а мозг невольно улавливает моменты, которые так или иначе связаны с работой.

– Выставки, конкурсы, праздники, фестивали, концерты… Но есть и другое направление – декоративно-прикладное искусство?

– Да, я являюсь руководителем клубного творческого объединения «Позитивный сувенир». Мое увлечение творчеством началось в декрете. Это был порыв. Мне захотелось сделать родным необычные подарки на Новый год. Наткнулась на игрушки-примитивы. Выполненные в этой технике игрушки выглядят потрепанными временем, залюбленными, очень домашними. Эта техника изготовления тканевой куклы зародилась во времена первых американских поселенцев. Для создания игрушек женщины использовали любую ткань, в том числе и мешки от муки или сахара, которые были под рукой.

У меня с детства была тяга к тому, чтобы что-то мастерить своими руками. Мне постоянно нужно что-то придумывать! Недавно я побывала в Кемерове на мастер-классе по изготовлению ватной игрушки. Такими игрушками в царской России дворяне любили украшать новогодние елки. Я люблю учиться чему-то новому и заниматься творчеством.

– Значит, выбор персонажа для творческой визитки на конкурсе «Лучший работник культуры» не случаен?

– Персонажа для себя я выбирала долго. Идея пришла буквально в последний день. Я выбрала образ идеальной Мэри Поппинс, героини сказочных повестей Памелы Трэверс. Ее называют Леди Совершенство. Я, конечно, далеко не совершенство, но к этому стремлюсь. Как и няне-волшебнице, мне хочется научить детей самым главным вещам в жизни: не бояться перемен и видеть сказочное даже в самых обычных вещах.

Беседовала Оксана Стальберг.