Берёзовская «Славица» продолжает музыкальные традиции, объединяя народные инструменты с любимцами аристократов

Ансамбль народных инструментов «Славица» (на фото слева направо): Надежда Чистилина, Василий Тасенко, Алла Степанюк и Александр Рузанов. Фото предоставлено собеседниками.

В школе искусств №14 много творческих детских коллективов – хореографических, театральных, музыкальных – успешно выступающих на различных конкурсах и фестивалях, а потому широко известных. Но есть здесь и менее известный горожанам коллектив, который, несмотря на «молодость», имеет множество наград региональных и международных музыкальных конкурсов. Это ансамбль народных инструментов «Славица», в составе которого только педагоги.

 Маленький оркестрик

Коллектив был создан в сентябре 2018 года преподавателями отделения музыкального искусства. Изначально это было трио: Алла Степанюк – фортепиано, Надежда Чистилина – домра и Василий Тасенко – балалайка, ударные и духовые инструменты.

Репертуар «Славицы» разножанровый. Это и обработки народной музыки, и джазовые, классические композиции, и современная музыка композиторов разных поколений.

– Мне, как пианисту, конечно, нравятся классические произведения. Для пианистов очень важно играть классику, – отметила Алла Степанюк.

– Мы стараемся подбирать произведения так, чтобы был слышен каждый инструмент. Даем друг другу солировать. Но в подборе материала ориентируемся не только на свой музыкальный вкус, но и на зрителя. А у зрителя больший отклик вызывает именно русский народный репертуар: композиции с достаточно быстрым темпом, ускорением. Шустрые такие произведения, образные, когда, как говорится, душа разворачивается. Нам тоже нравится эта музыка! Иначе не сыграть. Если тебе – музыканту – не нравится репертуар, как ни старайся, слушателя он тоже не зацепит. А уж если я его буду играть с удовольствием, то и зритель получит удовольствие от моего исполнения, – объяснила Надежда Чистилина. – Мы – русские. Мы должны знать свою культуру, а то единственная ассоциация с нашей национальной музыкальной традицией – одна лишь балалайка. Когда детям на занятиях я впервые показываю домру, они не знают, что это за инструмент.

Да и не каждый взрослый знает, что такое домра и какие музыкальные инструменты, кроме балалайки, можно считать исконно русскими. Поэтому музыканты «Славицы» подробнее рассказывают об этом.

 

И дрова заиграют…

Василий Тасенко – человек-оркестр. Он играет на балалайке, баяне, ложках, трещотках, колокольчиках, коробочке, треугольнике, рубели, дровах, жалейке… И много еще на чем. Все эти незамысловатые инструменты известны в нашей народной культуре испокон веков. Многие из них – это предметы быта.

Например, знакомые каждому деревянные ложки. Подробные сведения о них как о музыкальном инструменте появляются в конце XVIII века. Игрой на ложках на Руси сопровождались народные пляски и песни. Играл на них простой люд. От обычных столовых музыкальные ложки практически не отличаются. Разве что более длинной рукоятью и выбором пород дерева – для их изготовления использовалась более твердая древесина. Способов и приемов игры на них существует множество. В игровой комплект могут входить две, три или четыре ложки, играть можно сидя и стоя, сольно и в ансамбле.

Еще один пример – рубель, инструмент, также заимствованный музыкантами-народниками в быту. Это небольшой деревянный брусок на ручке, на одной из сторон которого нарезаны поперечные канавки. В старину рубель хозяйки использовали для стирки и глажки белья. Теперь рубель потерял свое исконное предназначение и перешел в разряд народных музыкальных инструментов.

 

Без «б»!

Надежда Чистилина играет на домре.

– Многие путают домру с домброй. Домбра – тоже инструмент народный, но распространенный в культуре казахов, калмыков. Домра – исконно русский народный щипковый музыкальный инструмент. Произносят с ударением на первую «о» и без «б», – отметила Надежда Владимировна. – Домру можно назвать любимицей скоморохов и простого народа. В XVI-XVII веках под нее плясали и пели, сказывали сказки. Звонкий голос домры привлекал внимание слушателей своеобразным тембром. Музыкантов, которые играли на домрах, называли домрачеями.

В XVII веке вышел ряд церковных и государственных указов, которые подвергали гонениям скоморошество. Один из них – 1648 года – «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» царя Алексея Михайловича. Вместе со скоморошьим ремеслом исчезла и домра.

Современный облик инструмент обрел в 1896 году благодаря русскому музыканту, композитору Василию Андрееву, которого называют реформатором русских народных инструментов. Он создал Первый великорусский оркестр народных инструментов, но об этом чуть позже.

 

Фрак с балалайкой

За фортепиано в «Славице» – Алла Степанюк. Инструмент представлять не нужно. Некогда игрой на фортепиано владели исключительно представители аристократии. Для маленьких дворян (особенно девочек) музыкальное образование было очень естественно.

Как же так получилось, что сейчас, в XXI веке, в одном музыкальном ансамбле звучат инструменты – любимцы и аристократов, и простого русского народа? Ответ на этот вопрос нужно поискать в XIX веке. В 1888 году уже знакомый нам реформатор домры Василий Андреев создал первый в мировой истории профессиональный музыкальный коллектив, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра.

– Василий Васильевич соединил «фрак с балалайкой», сделал русские народные инструменты концертными. Так балалайку стала слушать и светская публика. В созвучии баянов, балалаек, домр, ложек, гуслей и пр. соединилось все богатство, все краски, весь колорит русской музыки. Он дал народу музыку доступную, национальную. Тембровое своеобразие исторических национальных инструментов наделило оркестр уникальными художественными возможностями. Создание оркестра стало значимым явлением в русской музыкальной культуре, – рассказала Надежда Чистилина. – Поэтому в сочетании инструментов в нашей «Славице» нет ничего удивительного. Так сложилась исторически. Домра в ансамбле народных инструментов всегда выступала в аккомпанементе с фортепиано. Это солирующий инструмент, как скрипка – в симфоническом оркестре.

– К одному из школьных концертов мы как-то попробовали сыграть втроем – фортепиано, домра и народные ударные инструменты. Сыграли. Понравилось и нам, и зрителям, – вспоминает Алла Степанюк. – Решили продолжать, стали репетировать вместе, накапливать репертуар.

 

Самый мощный инструмент

Позже трио переросло в квартет. В «Славице» появился еще один исполнитель – Александр Рузанов, преподаватель игры на гитаре. Правда, в ансамбле народных инструментов Александр Александрович чаще играет на балалайке. Но не обычной. По своим габаритам она больше похожа на контрабас.

Из всего балалаечного семейства контрабасная – самая внушительная. В длину такая балалайка достигает более полутора метров. Это очень мощный по своему звучанию музыкальный инструмент, обладающий низким тоном. В ансамбле народных инструментов выполняет роль баса.

 

Помнить об истоках

– До нас дошли самые лучшие музыкальные произведения. Они передавались из поколения в поколение – их принимали, слушали, пели. Современная музыка зиждется на народной. Не было бы народной – не видать нам и современной, – рассуждает Василий Тасенко. – Ансамблем мы часто исполняем обработки народной музыки. Можно ли ее осовременивать? А почему нет? Можно добавить красок: современную гитару, допустим. Это все равно, что человека переодеть – лицо останется то же самое.

– Современная подача народной музыки должна быть уважительной. Композиция должна оставаться узнаваемой. Обработка – это один из способов, как заинтересовать слушателя народной музыкой. Сейчас, кстати, популярен фолк. Этот музыкальный стиль развился на основе именно народной музыки. Нужно уметь заинтересовать – вот что главное, – подчеркнул Александр Рузанов. – Мы можем играть джаз, можем играть современную музыку, но должны всегда помнить об истоках. Мы должны поддерживать нашу, исконную, русскую традицию. Делать все возможное, чтобы в современном мире ее принимали.

Оксана Стальберг.