Заглядывая внутрь души своей

Ирина Сокол 14 апреля 2017

Приближается Пасха. Подготовке к Светлому празднику посвящена вся Страстная неделя. Она проходит в более строгом посте, чем предшествовавшие сорок дней. А ровно за неделю до Пасхи большой праздник – Вход Господень в Иерусалим, называемый на Руси Вербным воскресеньем, который журналисту «МГ» довелось отметить вместе с прихожанами храма св. Димитрия Донского.

Небольшой храм св. Димитрия Донского в поселке Барзас, очень уютный и приветливый, вместил три десятка людей. Праздник Входа Господня в Иерусалим верующие приветствуют охапками вербы, замещающими у нас пальмовые ветви, которыми евреи встречали Иисуса.

Уверенно, с пониманием всего происходящего, ведут себя дети – ученики местной воскресной школы. У каждого в руках вербный букетик, украшенный самодельными цветами.

Почему-то вспомнились первомайские демонстрации моего детства, пришедшегося на эпоху активного строительства коммунизма, вера в который заменяла многим веру в Бога, а некоторые христианские символы и обычаи (например, украшать веточки бумажными цветами), но наполненные иными смыслами, были поставлены на службу новым идеям.

Вскоре мои размышления о странной преемственности символов отходят на задний план. Погружаюсь в атмосферу службы.

И что примечательно. Ведь с одинаковым интересом изучаю информацию о различных верованиях, доводилось бывать и в разных храмах. Но только в православном испытываю настоящее благоговение. Только здесь эмоции, переполняющие душу, рвутся наружу слезами…

Торжественная служба проходит на одном дыхании. Не меньше двух часов отстояли, а нет усталости.

И стар и млад подставляют счастливые лица брызгам святой воды, которой батюшка одаривает всех щедро.

Напоследок священник поздравляет собравшихся с праздником, напоминает о предстоящей Страстной неделе, о необходимости держать строгий пост.

Жду момента подойти к батюшке. О встрече я попросила заранее, чтобы побеседовать о вечном и насущном.

 

Путь к храму

У каждого своя дорога к храму. Мой путь лежит, наверное, через культурологический интерес к истории православия и его традициям. Видимо, чтобы утвердиться в вере, мне недостаточно просто следовать обычаям или, что нередко бывает, моде. Хочется понять суть верования, услышать отклик на молитву в собственной душе.

Желание получить новые знания о вере, о Боге и привело меня в этот день в храм св. Димитрия Донского. Настоятелем здесь служит отец Максим, которого я встречала еще совсем юным в первом построенном в Берёзовском крестильном храме св. Иоанна Тобольского, где он служил пономарем. Удивляло и восхищало его взрослое отношение к службам, послушанию, безоговорочное стремление посвятить себя церкви и людям, неся им слово Божие. Затем было несколько моих репортажей о строительстве барзасского храма, которым руководил уже ОТЕЦ Максим. И мне посчастливилось прочесть его книгу «Очерки истории приходов на территории бывшего Барзасского района» еще в рукописи. Ну и, наконец, мы с ним в какой-то степени коллеги – Максим Мальцев является редактором православной газеты «Золотые купола» Кемеровской епархии. И, прежде всего, в его лице я нахожу интересного собеседника.

Но поговорить обстоятельно, как задумывалось, сразу не вышло. После праздничной службы батюшка еще служил панихиду, посещал воскресную школу, где ребятишки приготовили праздничный концерт, организовывал детский воскресник по уборке территории храма. Мне предложили подождать его в трапезной.

 

Трапезная

Обычный деревенский дом, в одном ряду с другими жилыми домами, и ничем от них не отличающийся, кроме, пожалуй, рисунка на ведущей из сеней в комнаты двери – в виде небольшого православного креста из декоративных гвоздиков по дерматиновой обшивке.

Веранда еще не прибрана – усыпана остатками ветвей вербы, из которых накануне изготовили букеты. У меня с собой один такой – подарили в храме.

В доме кухня и три комнаты. В одной из них постоянно проживает бабушка – Нина Афанасьевна Крылова, староста общины. Она, как говорят, – при храме, – и о ней рассказ будет особый, чуть позже.

– Сегодня у нас гости! – сообщила Нина Афанасьевна хлопочущим на кухне женщинам. – Стульев надо еще принести.

– Всем места хватит! – отозвались поварихи.

Главная на кухне Лариса Семеновна Данилова. Она профессиональный повар на пенсии, участница самодеятельного театра «Ностальгия» при Центре социальной помощи, часто вместе с другими ветеранами выступает перед воспитанниками центра «Берегиня», детками из воскресной школы при храме на Барзасе. Для них накануне всю ночь Лариса Семеновна готовила сценарий мероприятия о традициях русской православной кухни. В журналистке она нашла очень внимательного слушателя – лекция и впрямь была интереснейшая.

Тем временем в большой комнате, которая, собственно, и есть трапезная, стол накрыт. Но без батюшки трапезу никто не начнет. Ожидание коротаю в беседе с хозяйкой.

 

25 лет при храме

Нина Афанасьевна присматривает за домом-трапезной шесть лет. У нее самая маленькая, светленькая, аскетично обставленная комнатка. Главное место в ней отведено серванту, в котором все полочки заняты иконами. Горит лампадка. На комоде тоже иконы и книга – Евангелие.

– Я при храме уже 25 лет, – говорит бабушка, – сначала помогала батюшке в старом храме. Знаете, где он был? Вон в том доме напротив, там теперь школа воскресная и библиотека. Вместе с батюшкой Максимом начинали строить новый храм – с самого фундамента, с первого кирпичика. Очень много было работы, долго строили…

Нина Афанасьевна до выхода на пенсию работала в барзасском леспромхозе крановщицей и свою работу, говорит, очень любила. Сейчас ей 87. Уважение к ее возрасту и, конечно, к заслугам перед церковью, чувствуется в отношении всех, кто ее окружает.

– Мне здесь очень хорошо, спокойно… Батюшка меня очень жалует…

 

И в пост бывает праздник

Пришел отец Максим. Всех приглашают к столу.

Церковная трапеза в стародавние времена устраивалась для нищих. В наше время, если кто-то из отстоявших службу в храме зайдет в трапезную, его непременно накормят. Продукты для трапезы ее участники приносят из дома, что-то жертвуют прихожане.

Знакомлюсь с сегодняшними сотрапезниками. Здесь те, кто помогал вести службу, певчие. Среди них, кстати, ветеран газеты «Мой город» Валентина Цыбо. Из певчих и Татьяна Ванюшина, она же печет для богослужений просфоры. Вроде обычный хлеб, но приготовленный с непрерывным чтением молитв, значит, с чистыми помыслами, с душой, и потому, вероятно, такой вкусный.

Из кухни принесли лавку, стулья – чтобы всем хватило места. Все присутствующие, стоя лицом к иконе Святой Троицы в углу комнаты, поют «Отче наш». Батюшка благословляет трапезу.

Не спеша рассаживаемся вокруг стола. Первое блюдо – уха. Среди закусок бутерброды с разной рыбой. Салаты – из свежих овощей и оставшихся с зимы домашних заготовок. На второе – отварной картофель с луком, обжаренным в растительном масле. Позволяется принять рюмочку. Тост-пожелание – достойно прожить Страстную неделю.

С понедельника после Вербного воскресенья, как и во все другие дни Великого поста, верующие должны воздерживаться от увеселений, а время проводить в молитвах, в размышлениях о жизни, в стремлении к духовному очищению. Послабление в еде, которое они получили в это воскресенье, – возможность поддержать свои физические силы перед новым испытанием.

Противоречивые чувства возникают в моей, еще не укрепившейся в вере до конца, душе при виде роскошных, на мой взгляд, для поста яств. Вспомнилась история об одном монахе, который во время трапезы смешивал в миске все приготовленные блюда и ел это малоаппетитное кушанье, тем самым умаляя значение пищи физической перед духовной.

А я по светской привычке хвалю угощение. Замечаю, что сидящие за столом, в общем-то, сдержанны в насыщении себя. Это не застолье с долгими разговорами, множеством тостов, сменой блюд. Трапеза довольно быстро заканчивается. Все вновь стоя обращаются к иконе, произносят: «Благодарим Тя, Христе Боже…»

 

Навстречу Пасхе

Все, о чем мы говорили потом с отцом Максимом, наверное, я могла бы прочесть в православных книжках. Но хотелось услышать живое слово священника, человека глубоко верующего.

– Постов в году много, но Великий пост – это особое время, потому что подготавливает нас к празднику праздников – Пасхе, – говорит отец Максим. – Он заключается, прежде всего, в воздержании – и для души, и для тела. Раньше, еще до революции, на время Великого поста даже закрывались театры и мясные лавки. Таким образом создавался определенный настрой для верующих, способствовавший духовному посту.

Пост духовный – в молитве. Это время для покаяния. Время заглядывать внутрь души своей.

– Все ли получают благословение на пост?

– Перед началом Великого поста есть особый день — Прощеное воскресенье. В этот день после богослужения все испрашивают друг у друга прощения и получают от священника благословение на Великий пост.

– А в чем же подвиг поста, батюшка?

– Пост – это большой труд над собой. Верующие, держащие пост, переживающие в душе все последние моменты жизни Христа Спасителя, в день Пасхи – победы жизни над смертью – испытывают необычайный восторг. Для них это величайшее событие.

– А если человек никак не готовил себя к Пасхе, не постился, не молился?

–Какой же для него это праздник тогда? Никакой радости духовной он не испытает. Разобьет пасхальное яичко, скушает кулич, не понимая значения этих символов и смысла самого праздника, не испытывая тех чувств, что переживает человек верующий, ибо не понятно ему – чему радоваться.

– До Пасхи два дня (газета выходит в пятницу). Можно передать от вас напутствие читателям?

– Желаю всем достойно провести последние дни Страстной недели. Еще есть время для покаяния. Желаю всем встретить Светлое Христово Воскресение с радостным чувством и прожить с ним до следующего года. С наступающим праздником Пасхи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.