Там из свинца дожди

14 февраля 2014| Ольга Крылик

Некоторые парни призывались кемеровскими райвоенкоматами, так как учились в средних и высших образовательных учреждениях и подлежали призыву в армию по месту учебы. Среди них был и Роман Зенин.

 На фото вверху Роман (в центре) с друзьями. Афганистан. 1988 г.

 

Крепкий парень

Роман родился в нашем городе в 1969 году. С детства увлекался лыжными гонками (семь лет занимался у известного в Берёзовском тренера Владислава Николаевича Гирсова) и «добегался» даже до второго взрослого разряда.
В 1986 году Роман окончил школу № 17 и поступил в Кемеровский горный техникум. Жил в общежитии. Не проучившись и года, в апреле 1987-го был призван в армию – в марте ему исполнилось 18 лет.
Парень был крепкий, выносливый, поэтому его определили служить в Афганистан, а перед этим направили в учебную часть на юг Советского Союза в город Термез, находящийся на границе с Афганистаном. Там он прошел курс молодого бойца, затем трехмесячные курсы в центре горной подготовки Шерабад, после чего был направлен в Афганистан, где служил полтора года – до полного вывода советских войск.
Роман часто писал оптимистичные письма своим родителям. Он был единственным ребенком в семье, старался успокоить и поддержать маму с папой, тем самым помогая им ждать себя. Письма Романа родители сохранили, часть из них разрешили откопировать для нашего музея и опубликовать в газете.

В центре горной подготовки

В учебке Роман был в гвардейской Новобугской Краснознаменной мотострелковой части. Оттуда он писал: «Очень жарко. Уже несколько раз выезжали на полигон. У нас много сибиряков, все сильно соскучились по тайге, по речкам, по свежему воздуху. Здесь же пыль стоит столбом».
«Я не писал так долго потому, что мы ездили на неделю в центр горной подготовки, а там целый день только с горы да в гору, совсем не было свободного времени… Зной я переношу нормально, правда, жарковато, но ничего.
В Шерабаде (85 км к северу от Термеза), в горах, мы стреляли из всякого оружия и бросали гранаты. Из гранатомета три раза отстрелялся на «отлично», так же с автомата, чуть похуже идет с пулемета».
После курса молодого бойца у Романа начались трехмесячные курсы в центре горной подготовки. «Шлю вам привет жаркий, горячий, потому что другого здесь быть и не может. Здесь все также – те же горы, та же пыль и то же солнце. Я сильно загорел, таким вы меня еще никогда не видели».
«Учеба у нас проходит в сжатые сроки, поэтому программа сложная, нагруженная. Иногда приходится и ночью выходить на стрельбы».
«Жизнь у нас здесь даже можно назвать веселой – в свободное время. У нас есть Коля из Одессы, он ловко играет на баяне и поет. Поэтому как у нас свободная минута, так мы с музыкой».
«С утра до обеда бегаешь по горам, после обеда свободное время, чистка оружия и опять занятия до ужина».
«Один день – тактика: бегаем по горам, ползаем по ущельям. Второй день – палим из гранатомета».
В центре горной подготовки Шерабад условия, приближенные к афганским. Солдат там учили воевать в горных условиях, «брать высоты», бегать с грузом 40 кг на спине, учили выживать и следовать принципу: «Сам погибай, а товарища выручай».
В августе 1987 года у Романа в этом центре закончилась учеба. Сразу он был переведен в Афганистан, где шла война.

«Магистраль»

«Попал я в Ташкурганский мотострелковый полк, в пулеметно-гранатометный взвод. Сейчас буду стрелять из более мощного гранатомета. Здесь, может, немного жарче, чем в Термезе, правда, ветер здесь гораздо сильней. Природа в этих местах непривлекательная, растительность скудная. Живем в горно-пустынной местности».
Прибывшее пополнение не сразу вступило в бой: «Наша рота ушла на операцию, остались только мы, молодые». Но настал и их черед – почти через два месяца после прибытия.
В военном билете Романа Зенина записано, что он принимал участие в боевых действиях с 10 октября 1987-го по 13 февраля 1989-го, то есть, в его жизни был один год и четыре месяца войны.
«Письма ваши получил на выезде по дороге в Кабул. Я уже и там побывал. Сопровождали мы из Кабула роту правительственной связи. Не успели приехать из Кабула, как сразу выезд на Шиберган. Я уже объехал полстраны».
«В последнем письме я написал вам, что писать долго не смогу, но и сам не знал, что напишу так нескоро. Операция была очень длительной».
В ноябре-декабре 1987 года Роман участвовал в одной из самых крупномасштабных плановых общевойсковых операций афганской войны – «Магистраль». Проходила она в труднодоступном горном массиве Сулеймановы горы в провинциях Пактия и Хост, на протяжении 150 км. В ней принимали участие пять с половиной тысяч советских военнослужащих. Основные боевые действия развернулись вдоль магистрали Гардез – Хост. В результате этой операции были сорваны планы лидеров моджахедов по отторжению округа Хост от Афганистана и созданию на его территории автономного исламского государства. Была разгромлена крупная база моджахедов.
Дважды Роману пришлось встречать Новый Год в Афганистане. «Новый 1988 год мы справили неплохо. Но все равно особого веселья не было. Нет такой обстановки, как дома. Погода в этот день была отвратительной. Поднялся ураганный ветер и пошел дождь. У нас здесь зима еще и не начиналась».

В разведроте

Вскоре Романа перевели в разведывательную роту. «Моим оружием также остался станковый гранатомет». В военном билете Романа Зенина записана военно-учетная специальность: разведчик войсковой разведки.
Военные действия в Афганистане носили партизанский характер и проходили по очень сложному рельефу местности. В этих условиях войсковая разведка играла большую роль при выполнении боевых задач. Разведроты в полках предназначались для поисковых действий, выявления и уничтожения противника. Укомплектовывались они наиболее выносливыми, сильными солдатами, обладающими выдержкой и хладнокровием. Разведывательные части составляли наиболее подготовленную и боеспособную силу советского контингента в афганской войне.
«В нашей роте два кузбассовца. Да и вообще у нас тут сплошная Сибирь: Новосибирск, Омск, Красноярский край. Рота крепкая. Самая лучшая в полку».
«Через несколько дней середина лета, оно в этом году идет как никогда быстро. В полку мы за два месяца были только три дня, и то потому, что у нас кончились продукты».
15 мая 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Но боевым столкновениям не было конца. Районы, которые покидали наши воины, тут же занимали моджахеды. Уходящие колонны были для них отличными мишенями. Так что вывод войск стал особой операцией ограниченного контингента. Маршруты войск были разделены на участки суточных переходов, их охраняли сторожевые заставы и армейская авиация.
«Мы уже две недели, как выехали из полка и теперь стоим на блоке, на заставах танкового батальона нашего полка».
«Сегодня 16 декабря 1988 года, осталось ровно 100 дней до моего приказа. У нас здесь все готовится к выводу. Наверно, скоро уже рванем в Союз».
К 15 февраля 1989 года закончился вывод наших войск. Роман вышел из Афганистана в числе последних наших солдат вместе с командующим ограниченным контингентом генерал-полковником Б. В. Громовым. За храбрость и мужество, проявленные на войне в Афганистане, рядовой Роман Зенин награжден медалью «За боевые заслуги».
Потом он еще полтора месяца служил во Владимирской области. После увольнения в запас вернулся домой, перевелся из горного в индустриально-педагогический техникум.
В 1990 году Роман погиб при несчастном случае.
В городском краеведческом музее имени Василия Николаевича Плотникова, в зале военной истории выставлены фотографии и награды Романа Зенина. Их передали нам пять лет назад его родители – Нина Ивановна и Анатолий Данилович Зенины.
К концу службы в Афганистане Роман написал: «Я не расстраиваюсь нисколечко, что попал служить именно сюда. Не каждый человек проходит такую школу. Многому я научился за это время».

  • Под жарким солнцем Шерабада. 1987 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.