Тайны творческого закулисья

13 декабря 2013|Ирина Соколова|Юлия Бородич

Танцевальный номер – это целый спектакль. Зритель восхищается легкостью исполнения и синхронностью движений танцоров, не может оторвать глаз от калейдоскопа орнаментов, составленных из разноцветья костюмов. Но только юным артистам, хореографам и постановщикам, с волнением наблюдающим за концертом из-за кулис, известно, чего стоит создать хороший номер. Некоторыми тайнами творческого закулисья поделились с корреспондентом МГ руководители образцовых коллективов хореографического ансамбля «Ивушки» и Ансамбля народного танца «КрАсота» Галина Распутина и Константин Ляпин.

 

 А душа русская!

Нам кажется, что все творческое дается нам свыше. Просто интуитивно возникает желание, душевная потребность выразить свои чувства в танце. И пошел процесс воплощения. А начинается он всегда с работы внутри себя. Ведь каждая постановка – это эмоции, переживания, которые мы должны передать своим танцорам, а они уже донесут это до умов и сердец зрителей. Конечно, постановщик должен обладать даром свыше, но без душевных усилий дар — ничто.

А душа у нас русская! И, наверное, поэтому мы такие ревностные приверженцы именно русского народного стиля. Когда-то мы ставили испанские, румынские, украинские танцы – это было развито в системе отечественной хореографии. Мы счастливы, что сегодня у нас есть возможность заниматься тем, что нам по-настоящему близко. Из общей концепции, как может показаться на первый взгляд, выбивается шорский танец «Мелей». Но шорцы — это малая народность Кузбасса, хореография их практически не изучена. И чтобы поставить этот номер, пришлось проделать большую работу. Родители участников ансамбля «КрАсота», вооружившись видеокамерой, ездили в Горную Шорию, где общались с местными жителями, и те показывали некоторые танцевальные движения. Затем мы пересмотрели кучу литературы. В одной из книг по истории шорского костюма увидели варежки (по-шорски «мелей»). Ставя танец, мы старались максимально сохранить национальный стиль, от себя добавили совсем немного.

Вообще, существуют два способа делать постановки. Первый: ты вынашиваешь идею, придумываешь номер, вплоть до мелких движений, а потом композитор придумывает для твоего творения музыку. Для нас этот вариант почти невозможен. Поэтому мы пользуемся вторым: берем музыку, которая нас тронула, и под нее придумываем номер. Сейчас кстати, несмотря на обилие в Интернете музыкальных композиций, найти что-то стоящее, подходящее — сложно. Порой подберешь музыку, появится идея, но в процессе работы над номером все поменяется. А иногда музыка постоянно тебя волнует, и ты не успокоишься, пока она не воплотится в танеце.

И сорок сантиметров меха

Сценический костюм – не просто наряд, он делает постановку целостной. Его создание требует и энциклопедических знаний, и особого мастерства и художественного вкуса.

Долгое время у нас работала костюмером Марина Худяшова. Ее сменили Ольга Зайцева, Галина Купецкая и Елена Лобзовская. Они очень многое сделали, сотворили для коллективов вообще, в том числе и к этому юбилею.

Эскизы всегда разрабатываем сами. Прежде чем пошить костюм, мы ищем подсказки в литературе. Иногда идею подбрасывает сама ткань еще при ее выборе, когда видишь, как она поведет себя в складке, в сборке. Покупаем материю всегда с запасом, потому что еще и не знаем, каким получится костюм. Например, для нового триптиха «Зимняя сказка» мы изначально не планировали девочкам накидки. Но в магазине не устояли перед новой зеленой тканью, к которой совершенно случайно в костюмерной отыскалось 40 сантиметров зеленого меха, оставшегося от костюма «динозавра». Хватило ровно на восемь накидок.

Превращение Галчат

«Галчата», «Зайчата», «Цыплята» – «подготовишки» хореографического отделения школы искусств (ДШИ – родной дом ансамбля – прим. ред.), пока еще «гадкие утята», которые, возможно, в будущем составят гордость «КрАсоты». Но для этого им нужно потрудиться.

Для перевода в старший состав значение имеют, конечно, способности, трудолюбие, и не столько возраст, сколько …рост (шутка, но с долей правды), и смелость. Некоторые ребята «вымахают» еще в начальных классах, а в группу к старшим идти почему-то боятся. В общем, как только танцоры «Ивушек» (средний состав) становятся выше Галины Владимировны (Галина Распутина – о себе, прим. ред), они переходят в «КрАсоту».

Конечно, далеко не все малыши, да и ребята постарше, войдут в состав известного ансамбля. Отсев идет естественным образом. Есть очень способные дети, но им не хватает упорства, внутренних сил, чтобы продолжать заниматься. Кому-то «свой потолок» мешает подняться выше. Некоторые уходят из ансамбля на время, а потом понимают, что не дотанцевали и возвращаются.

Всегда мы рады нашим выпускникам. Летом, когда они съезжаются в Берёзовский на каникулы, обязательно помогают нам проводить концерты.

А не махнуть ли за границу?

До сих пор «КрАсота» участвовала (и побеждала!) только в конкурсах, проводимых на территории России, в том числе и в международных. Не пора ли покорять заграницу? – часто спрашивают нас. Ребята, конечно, хотят удивить своим искусством мир. И коллектив давно к этому готов. Но пока мы не строим планов, для осуществления которых нужны большие (по нашим меркам) деньги.

…Может, и стоит нацелиться на заграницу. Но финансовый груз ляжет на плечи родителей. Потянут ли?

Поэтому планировать что-то мы можем только в творчестве, то есть в том, что реально зависит от нас. К примеру, юбилей ансамбля мы организовали своими силами на деньги, которые «КрАсота» заработала. Плюс практическая помощь друзей коллектива, родительского комитета. (Константин Юрьевич все концерты обычно ведет сам вместе с добровольной помощницей режиссером Дворца культуры шахтеров Ириной Юровской – прим. ред.).

— Живем сегодняшним днем, опираясь на свои силы и возможности. А что касается ближайших планов… Как-то давно, — говорит Галина Владимировна, — опять же под влиянием музыки, у меня зародилась идея нового лирического номера. И вот сейчас я понимаю, что наконец-то готова ее осуществить.

 

Бывшие и настоящие участники ансамбля через МГ предают приветы

Павел Волхин:

— От всей души поздравляю Галину Владимировну и Константина Юрьевича с днём рождения великолепного коллектива! «КрАсота» привила мне любовь к нашему фольклору, научила преодолевать трудности, невзирая на усталость, работать во имя коллективной цели, стремиться стать лучшими! Став частью «КрАсоты», я познал такое, казалось бы, тривиальное понятие, как второе дыхание. Искренне желаю «КрАсоте» процветания, прекрасных костюмов, грандиозных захватывающих дух номеров, большого количество путешествий как трудовых, так и просто, для души!

Ксения Бритвина-Шерина:

— Уважаемые и любимые Константин Юрьевич и Галина Владимировна! Спасибо вам большое за все, что вы сделали и делаете до сих пор! «КрАсота» для меня это дом, а мы в нем одна большая семья, только потому, что у нас такие замечательные педагоги! Низкий вам поклон за вашу доброту, отзывчивость и понимание! Желаю, чтобы в вашей жизни все получалось. Пусть вам на все хватит сил. Понимающих, талантливых вам воспитанников! И пусть ваш танец живет вечно!!!

Елена Бородич:

— От всей души поздравляю ансамбль «Красота» с 15-летием! Я всегда с теплотой буду вспоминать годы, проведенные в этом танцевальном коллективе. Любовь к танцам не может пройти бесследно. Она закаляет характер, воспитывает упорство, учит жить и работать в коллективе. Хочу пожелать руководителям и участникам коллектива неиссякаемой творческой энергии, терпения, успехов и дальнейшего процветания!

Семен Радостев:

— Дорогой ансамбль «КрАсота», желаю вам успехов во всех начинаниях. Отдельно хочу поблагодарить руководителей ансамбля, их чуткое руководство привело коллектив к его нынешнему величию, а также костюмеров. Для меня время, проведенное в ансамбле, было великолепным.Благодаря «КрАсоте» я повидал Россию, поучаствовал во многих конкурсах и получил незабываемые ощущения. Спасибо вам за то, что вы делаете, продолжайте в том же духе!

 

Фото Максима Попурий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.