Мама и ее «мушкетеры»

Оксана Стальберг  2 декабря 2016

В фильме «Однажды двадцать лет спустя» встречаются бывшие одноклассники. Им задают вопрос: «Чего вы уже достигли в жизни?». Главная героиня в исполнении Натальи Гундаревой отвечает: «Если в двух словах, то я – мама».

Моя жизнь – это дети

И в те времена, и сейчас буквально это воспринимают так: женщина многое упустила в жизни. Она сидит дома с двумя или тремя детьми, погрязла в пеленках и кастрюлях, в то время как другие успешно реализуют себя в работе, общественной деятельности…

– Мои дети – это главное мое достижение. Они моя любовь, моя жизнь, – безапелляционно заявила в беседе с корреспондентом «МГ» Людмила Степанова.

Это притом, что Людмила Николаевна руководит маленьким, но все же предприятием, весь день в делах. Знакомая многим схема «работа-дом-работа» для нее повторяется по нескольку раз на дню. Ведь дома у нее трое сыновей и внук.

– Артема и Максимку мы забрали из детского дома «Рябинка», – рассказывает Людмила. – А решение пришло просто. Сына Лешку Бог дал мне в 41 год. Такой возраст, когда мы с супругом уже вырастили двух дочерей. Поэтому все было для малыша. В какой-то момент я просто поняла, что мы избалуем его.

Я и говорю мужу: «А давай возьмем ребенка?». Он вроде согласился, а потом от этой темы ушли. Леха подрос.

Как председатель профсоюзного комитета (тогда еще работала на разрезе) я часто бывала в «Рябинке», навещала детей из подшефной группы. Познакомилась с двумя братьями – Максимкой и Артемом. Хорошие пацаны такие!

Как-то так само собой получилось, я вновь предложила мужу: «Давай попробуем мальчишек в гости взять». Гостевой режим – так называлось это в детском доме.

Приехали они к нам на каникулах. Темка в третий класс ходил, а Макс еще не учился. Нашему Лешке тогда 11 лет было.

Погостили. На тот момент мы уже твердо решили с мужем, что будем их в семью брать, но документы еще не были оформлены. Эта процедура долгая. И вот каникулы заканчиваются, пришло время мальчишек отвозить обратно в «Рябинку»…

Тогда муж сказал мне такие слова, которые меня удивили и обрадовали (и это после 35 лет совместной жизни!): «Люда, вот ты сейчас отведешь их в детский дом. Представь только, ведь им там говорить начнут: «Что, не взяли вас? Вернули?». Каково им будет? Дети же не понимают, что процедура оформления в семью длительная».

У меня внутри все перевернулось… Я решила, что ни в коем случае нельзя допускать этого. В детском доме нам пошли навстречу и продлили гостевой режим. А нам только того и надо. За несколько дней дооформили документы, перевели Тему в школу на Южном, устроили Максимку в детский сад.

Я боец по натуре, привыкла воевать. Если поставила цель, то обязательно ее добьюсь. Такой уж у меня характер с самого детства. Мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Воспитывались на уважении к старшему поколению, сострадании и чувстве плеча.

 

Семейная легенда

Конечно, важным для меня было мнение и моего Алексея. С Лехой и внуком Гектором мы ездили знакомиться с мальчишками в детский дом. Они очень быстро нашли общий язык.

Был случай, который перерос в нашу семейную легенду. У Лешки жила кошка по кличке Индира. Он ее очень любил.

Когда Артем приехал к нам в гости, стали замечать, что ему почти постоянно плохо и плохо. Понять ничего не могли. Думали, приболел, простудился. Я поехала в аптеку за ингалятором. А сын-то у меня уже взрослый, знает, что нужно делать при болезни. Вот он и давай лечить. Сделал ему чай с медом, с лимоном – как положено. Напоил. Когда я вернулась домой, смотрю, а Артемке еще хуже. Вызвали скорую помощь, нас увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Артема аллергия на кошек. Никто этого не знал! Индиру пришлось отдать. Алексей, конечно, переживал очень. Однажды, не выдержав, я спрашиваю: «Леш, что делать-то? Пацанов обратно уводить?» Он приподнялся на кровати и говорит так серьезно: «Ты что, мам? Ну, поплачу я. Выплачусь, и все пройдет». Лег опять на кровать, накрылся простыней… Три дня горевал.

А мальчишки наши с нами остались.

 

Как мама

– К слову, об аллергии, — продолжает рассказывать о своей семье Людмила. – Я сама аллергик. Если мы арбуз покушали, то и у меня, и у Артемки будет аллергическая реакция. Ни у кого больше, только у нас двоих. Ну, разве не мой ребенок? Мой!

А Максимка? В сентябре он пошел первый класс. А у него проблемы с глазками, очки носит. Я сразу подумала, что могут обидеть, дразнить очкариком. Вот и говорю ему однажды: «Очкарик ты мой любимый». А он насупился так и говорит обиженно: «Мама, я не очкарик. Я Максим». А я в ответ: «Максик, смотри. У меня несколько очков. Одни, чтобы писать. Другие – машину водить. Я, значит, дважды очкарик. Мама – очкарик и сын – очкарик. Это слово не обидное, не надо обижаться».

Посмеялись мы с ним. Спустя время Темка как-то рассказывает, что Макса в школе девочка из третьего класса очкариком дразнила. «А Макс что?», – спросила я. – «А он сказал ей: «Я очкарик, и моя мама очкарик». Развернулся и пошел».

 

Д’Артаньян и три мушкетера

Совсем недавно смотрю я на своих мальчишек, и мысль такая в голову пришла: « А ведь у меня Д’Артаньян и три мушкетера!».

Старший сын – благородный мальчик. Он очень спокойный, уравновешенный. Его тяжело вывести из себя. Ни с кем никогда не дерется, не ругается, не ссорится. Алексей – мой благородный Атос.

Второй – внук Гектор. Он такой шустрый, сильный и очень честный. Поэтому Гектор – надежный, добрый Портос.

Артем – утонченный Арамис. Очень любит читать. Если хорошее настроение, он просто так может ходить напевать что-то.

А Максим – наш Д’Артаньян. Беспокойный, нетерпеливый, любопытный и веселый.

 

Знаки судьбы

Я верю, что судьбой было уготовано, чтобы именно эти дети стали моими.

Про аллергию у Темки и максимкино зрение уже сказала. Но есть другие совпадения, которые кроме как знаками судьбы назвать больше никак не могу.

Наш первенец, к большому нашему горю, умер в роддоме. Родился он 14 августа. А у Артема день рождения 10 августа – рядышком.

Теперь Максим и Лешка. У Макса день рождения 5 декабря, у Алексея – 4 декабря. Потом сравнила медицинские карты, детей при рождении: окружность головы – 30 см, окружность груди – 34, рост – 49 см, время рождения – 15 минут разница. Дальше пришла в голову мысль об их матери. Я родилась 15 января 1962 года, она – 15 января 1986 года. По годам мы оба быки. Обе родились вечером. Вот, скажите, можно было пройти мимо таких детей? Значит, так было нужно, чтобы эти дети встретились мне на пути.

Главное в жизни – не стремиться к чему-то неземному. Неземного на земле нет. Пусть судьбу не переломить, но поправить-то можно. В этом я точно уверена.

Я сама воспитывалась в многодетной семье. Нас было четверо. Когда мне было лет пять, братик родился, десять лет – сестренка, пятнадцать – родилась еще одна сестра. Я старшая. Мне приходилось помогать младшим. Для меня много детей в доме – это скорее норма, а не исключение. Так и должно быть! Как в семьях воспитывают по одному ребенку, я просто не понимаю. Я могу долго и упорно спорить: дети из многодетных семей добрее, человечнее. На чем семья держится? На взаимопомощи, взаимовыручке, уважении, любви. Без этого никуда.

У меня папа был из детского дома. Хорошо помню, когда я была маленькой, папа мне постоянно говорил:

– Знаешь, дочь, в жизни все-все можно пережить – морозы, непогоду, ругань, пожар, потоп. Но только не детдом…

Наверное, эти слова наложили определенный отпечаток на мое сознание, на всю мою жизнь и судьбу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.