Конструкторов надо выращивать!

2 сентября 2016   Ирина Щербаненко

Имя уроженца Кузбасса широко известно во всем мире. Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, шагнувший в открытый космос, командир международного космического экипажа «Союз» — «Аполлон», почетный гражданин 40 городов России и других стран мира, изобретатель, автор научных трудов. Его именем назван кемеровский аэропорт и кратер на обратной стороне Луны.

В течение последних лет Алексей Архипович приезжает на главный праздник Кузбасса в качестве почетного гостя. Нынче он побывал в Берёзовском.

Первым пунктом в маршруте визита стала шахта «Берёзовская». Вместе с космонавтом к нам приехали его дочь Оксана Леонова и внук Данила Сендык. Они изъявили желание побывать в шахте.

— Два года назад я впервые побывала на Дне шахтера в Прокопьевске и реально прониклась уважением к людям этой замечательной, героической профессии. Хотелось своими глазами посмотреть, в каких условиях работают горняки, — объяснила свое желание Оксана Алексеевна.

— Я очень хотел, чтобы они сами все увидели. Внук недавно поступил в университет права в Лондоне. Но без знания жизни, без знания того, что делается на родине деда, все будет как-то неправильно, некрасиво. Пусть сам посмотрит и друзьям своим расскажет! – одобрил инициативу родственников и Алексей Архипович.

После инструктажа, медобследования и переодевания дочка и внук Леонова спустились в шахту, а Алексей Архипович пообщался с инженерно-техническими работниками предприятия, ответил на их вопросы, оставил автографы.

— Когда я впервые побывал в шахте, а это было в Прокопьевске, мне было очень страшно. Какие-то стойки стоят, словно спичечки, а над головой – земной пласт огромной толщины и веса. Даже в открытом космосе, где в случае чего грозила мгновенная гибель, мне не было так страшно, как в шахте!

— Космические корабли и ракеты менеджеры не сделают, их делают конструкторы, которых надо выращивать, — заявил Леонов. Он с гордостью говорил о преимуществах советской космической техники и наших достижениях в этой области, с горечью – о советском очковтирательстве (спускаясь в ручном режиме со слишком большой высоты, космонавты Леонов и Беляев вместо запланированной посадки в Казахстане оказались в 30-градусный мороз в лесу Пермской области. Спасатели нашли их на третий день, а газеты сообщили, что экипаж отдыхает на правительственной даче).

А вот что Леонов рассказал о невесомости:

— Невесомость – очень коварная штука. После нескольких часов эйфории, безмятежного и радостного чувства легкости, она дает о себе знать и неприятными ощущениями. А порой ей всю жизнь приходится платить дань.Длительное пребывание в невесомости приводит к тому, что организм постепенно начинает избавляться от мышечной массы и кальция в костях. Нагрузки на кости скелета нет, мышцам не надо поддерживать вертикальную позу и преодолевать земную силу тяжести – вот он и адаптируется к новым условиям, избавляясь от всего ненужного.Противоядие тут одно — интенсивные физические нагрузки. И космонавты на борту ежедневно в обязательном порядке в течение часа занимаются спортом. В результате мы добились того, что и после годовых полетов наши космонавты на земле чувствуют себя нормально.

После шахты «Берёзовская» космонавт побывалв храме Иоанна Кронштадтского и краеведческом музее имени В. Н. Плотникова. В музее он интересовался танком и пушками (когда они здесь появились, откуда), с любопытством осмотрел экспозиции и оставил автографы на газетных материалах, которые как раз и рассказывают о его подвиге – космическом полете Беляева-Леонова. Вот удача – три года назад по два номера «Кузбасса», «Известий» и журнала «Огонек» за март 1965 года с публикациями о Леонове подарила музею преподаватель политехнического техникума Елена Бочарова. Пусть леоновскую коллекцию музея пополнит и этот выпуск «Моего города» с рассказом о визите легендарного космонавта в Берёзовский.

  • Фото Максима Попурий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.