Из чего же сделаны… мальчишки и девчонки?

Если пролистать историю педагогики в России и странах Европы, можно заметить, что еще в минувшем столетии существовали отдельные учебные заведения для мальчиков и девочек. А стоит ли в условиях современного общества придерживаться принципа раздельного воспитания?/  Оксана Стальберг

 Об этом задумались педагоги детского сада «Белоснежка». С апреля 2010 года детский сад стал городской экспериментальной площадкой по проблеме реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада. На протяжении трех лет педагоги работали в рамках проекта: изучали специальную методическую литературу, наблюдали поведение детей во время занятий, игр, прогулок и других видов деятельности, проводили педагогические советы и семинары.

Осознавать себя по половому признаку дети начинают уже в возрасте двух-трех лет. Посещая детский сад, они понимают, что мальчики и девочки играют разными игрушками, носят разную одежду, интересуются разными видами деятельности. Уже в этом возрасте их интересы, способ игры и стиль мышления явно отличаются.
Мальчики и девочки по-разному воспринимают и окружающий мир. Например, для комфортной игры девочкам хватает уютного уголка, где можно накормить любимую куклу и уложить ее спать. Мальчикам же порой бывает мало и целой игровой площадки.
Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Именно через сюжетную игру происходит усвоение детьми гендерного поведения. В связи с этим, при обустройстве игрового пространства воспитатели постарались уделить особое внимание игрушкам, которые позволяют детям во время игры проиграть женскую и мужскую модели поведения, а также разработали дидактический материал для познавательных занятий.
За годы работы в рамках проекта по проблеме гендерного воспитания педагогический коллектив «Белоснежки» добился определенных результатов.
– Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты, – рассказывает Ирина Костусенко, автор и руководитель проекта, – повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, и увеличился их творческий потенциал. Выросла культура общения и поведения детей: мальчики стали более внимательны в отношении девочек, а девочки – более доброжелательными в отношении мальчиков.
В конце апреля для родителей воспитанников педагоги детского сада провели день открытых дверей, приуроченный к закрытию экспериментальной площадки. Праздник начался с веселой ярмарки. Затем родители побывали в бассейне, где посмотрели занятие кружка по обучению синхронному плаванию, подготовленное Натальей Гирсовой. Позже педагог дополнительного образования Галина Алиева провела познавательно-спортивное развлечение «Космические пришельцы»: мальчики продемонстрировали силу и ловкость, а девочки – гибкость и грациозность.
На «Математических посиделках» Лидии Вирич дети также выполняли разноплановые задания. Мальчики показывали умение ориентироваться на местности и решали задачи про машины и самолеты, а девочки украшали коврики геометрическими фигурами и решали задачи про кукол и цветы. В завершение праздника дети показали театрализованное представление «Вовка в тридевятом царстве».
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы позволили педагогам разработать ряд рекомендаций к дифференцированному воспитанию и обучению детей. Самое главное – никогда не нужно сравнивать мальчиков и девочек, не нужно ставить одних в пример другим: они совершенно разные по восприятию, осмыслению мира и ориентации в нем.

Справка МГ

  • В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Понятие «гендер» подразумевает набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.

Советы психологов

Воспитываем настоящего мужчину:

  • Позвольте мальчику самостоятельно делать выбор, это способствует развитию ответственности. Однако не забывайте помочь маленькому мужчине принять правильное решение – предлагайте ему сразу два подходящих варианта.
  • Даже в раннем возрасте мальчик должен чувствовать, что он сильнее мамы. Просите у малыша совета и посильной помощи, он должен заботиться о вас.
  • Старайтесь не ругать мальчика. Он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, так как мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слышать. Изложите кратко и четко, чем вы недовольны.
  • Родители никогда не должны называть мальчика трусом. Ведь он рано или поздно может поверить словам, сказанным самыми близкими людьми.
  • Нельзя запрещать мальчику плакать. Нужно помочь ребенку понять причину слез и постараться выразить это чувство словами.
  • Знакомить мальчика с мужскими занятиями и профессиями нужно начинать в три-четыре года. Для этого можно купить атрибуты профессий, «мужские» конструкторы.
  • Чтобы развивать отцовские навыки, среди игрушек мальчика должны быть мягкие игрушки, кукла и коляска.

Воспитываем леди:

  • Старайтесь подчеркнуть достоинства вашей дочки. Особенно важно, чтобы комплименты девочке делал папа или другие мужчины в семье (старший брат, дядя, дедушка). Это способствует формированию самоуважения и уверенности в себе.
  • Не иронизируйте над тягой к зеркалу и различным нарядам. Не запрещайте девочке примерять мамины наряды и туфли на каблуках. Именно так проявляется женственность маленькой леди.
  • С самого детства необходимо приучать девочку к аккуратности и чистоплотности.
  • С раннего возраста стоит приучать девочку быть хозяйкой. Пусть малышка помогает маме готовить, мыть посуду, пылесосить. Главное, чтобы домашние хлопоты были игрой для маленькой хозяйки, а не обязанностью.
  • Научите девочку замечать чужую боль (и людей, и животных). Поощряйте ее желание помогать пожилым людям.
  • Развивайте в маленькой женщине артистизм и умение принимать внимание «восхищенных зрителей». Во взрослом возрасте это поможет ей комфортно чувствовать себя при общении с разными людьми.
  • Обязательно отмечайте даже самое незначительное достижение вашей дочери. Похвала станет стимулом для ее дальнейшего развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.