Амплуа грустного комика

30 мая 2014|Ирина Соколова

На днях в кемеровском театре «Ложа» состоялся его бенефис (45 лет – дата!). Буквально накануне Евгений вернулся из Крыма со съемок нового фильма. Мы встретились в «Ложе» – колыбели звезд  экрана, таких как Гришковец, Наседкин, Сытый.

 
   Не буду томить дорогих читателей — на фото действительно Евгений Костюков (почти не изменился) в прошлом – житель Берёзовского, выпускник школы № 16, а сегодня – режиссер и ведущий актер театра «Ложа» (при КузГТУ), известный театральному и кинематографическому миру как Евгений Сытый.
 

Почему Сытый?

– Еще в студенческие годы, когда мы «играли в театр» с Гришковцом (Евгений Гришковец – основатель «Ложи», актер, писатель, драматург, работает в Калининграде – прим. ред.), – вспоминает Евгений, – мы все придумали себе псевдонимы, но прижился только Сытый…
История у псевдонима реальная. Она личная, из жизни, из детства. 45 лет назад молодой папа, держа на руках кулек с новорожденным сыном внутри, посетовал: «Да что же он все спит и спит…», а мама ответила: «Сытый, хорошо ему, вот и спит…».    
Так что сценическим именем Сытый обязан родителям. Которые, кстати, не одобрили поначалу его профессиональный выбор. Александр Костюков – бригадир ударного коллектива с шахты «Первомайская», был уверен, что сын пойдет по его стопам. А тот и пошел – поступил в «политех» и окончил его горно-электромеханический факультет,  практику проходил на папиной шахте. Вот только на втором курсе случился в его жизни театр…
Но если уж быть точными, то актерский талант проявился намного раньше. Ни один школьный спектакль и смотр художественной самодеятельности не обходились без Женьки Костюкова. Тогда же он записался в театральную студию «Данко» при ДК строителей. Правда, первый свой спектакль с главной ролью Костюков сорвал. Потому что в день премьеры проходило городское первенство по футболу, где у Костюкова тоже была главная роль – нападающего. Команда победила. А вот в «Данко» Женя не вернулся – совестно было, – признается сам. Но это, пожалуй, был единственный случай его безответственного отношения к роли и к партнерам по игре.

Точное попадание

Сегодня его партнеры – Анна Михалкова, Любовь Толкалина, Оксана Фандера, Владимир Вдовиченков, Полина Кутепова, Сергей Шнуров, Александр Яценко, Сергей Дрейден.
И вот новая работа – с Виктором Сухоруковым,  который играет экзекутора, прибывшего в заштатный, погрязший в пороках городок Орлеан, чтобы провести там «моральный роуминг». Он обещает жителям неизбежную кару за грехи, а местный полицейский (Евгений Сытый) убивает его… Забегая вперед, скажем, что экзекутор окажется живее всех живых (так, по крайней мере, в одноименном романе  Юрия Арабова, по которому и снимается этот мистический истерн), если этот факт поможет как-то «сгладить» отрицательность персонажа Сытого.     
– Женя, а каково играть негодяя? С твоим-то лицом… (см. фото).
– Прошкин, режиссер «Орлеана», считает, что как раз с таким честным и добрым лицом, как у меня, и следует играть негодяев. Чтобы зритель верил.
– Тебе не важно, кого играть, лишь бы роль была?
– Мне очень важно – что и кого играть. Просто мне почти всегда везло: режиссеры «попадали» в меня, я «попадал» в роли.
– Ты сказал «почти». Значит, были «непопадания»?  
– Пару-тройку раз. В одном случае сценарий категорически не понравился. В другом – люди, предложившие роль, оказались необязательными. И когда они сначала нарушили все договоренности, а потом все-таки перезвонили, я был уже далеко и от места съемок и от роли. А последний раз не справился с ролью фашиста – как не давался немецкий в школе, так и до сих пор…
– А самое точное попадание было, конечно, у Хлебникова – семь ролей из десяти сыграны в его фильмах. Он рассказывал в одном из интервью, что увидел тебя в спектакле «Угольный бассейн» и, как он выразился, «офигел…».
– Дело было на фестивале во МХАТе. Они (Хлебников и Попогребский – тоже режиссер) подошли после спектакля и сходу предложили сниматься, сценарий сразу вручили. Через месяц звонок в Кемерово: «Прочел?» – «Нет, я сценарий в гостинице забыл…». Выслали по электронке новый. Снова звонят: «Понравился сценарий?» – «Нет». «А сниматься будешь?» – «Буду». Это был «Коктебель».
– Кстати, у Хлебникова теперь снимаются почти все актеры «Ложи». Его «Долгая счастливая жизнь», где вы сыграли вместе с Сергеем Наседкиным, Владимиром Коробейниковым и Павлом Колесниковым представлял в прошлом году Россию на берлинском кинофестивале. Разочаровались, когда жюри выбрало не вас?
– Нисколько. То, что картину взяли на фестиваль – уже достижение. Просто ее сюжет не всем близок, а жанр социальной драмы вне современной киномоды.
– Хотя фильм-то фестивальный… То есть не для широкого проката. Скорее для частных коллекций.

По-честному

В моей коллекции все фильмы Сытого. И вот какая штука – не могу отделаться от ощущения абсолютной реальности того, что происходит с его персонажами. Каждый раз вижу не персонажа, а самого Женю Костюкова, каким я знаю его миллион лет (за одной партой сидели), только в новой ипостаси. Вот он, Женя Костюков – обходчик путей («Коктебель»). Вот он же, дорожный мастер («Свободное плавание»). Сменил профессию – официант («Пока ночь не разлучит»). Стал отцом («Жить»). И т. д. Это всё он! Сам! Абсолютно органичен в каждом из своих героев.
– Жень, ну как у тебя это получается?
– Просто я играю по-честному. Как в жизни.
– Именно поэтому ты, как рассказывают, изменяешь текст своих реплик?
– Думаю, так происходит потому, что мой герой с тем характером, которым я его наделяю, не может, как мне кажется, говорить то, что придумал сценарист. Тогда я говорю так, как чувствую.

По Крыму – на БТРе

– Расскажи, как проходят съемки в Крыму? И почему именно Крым?    
– «Орлеан» изначально планировали снимать там: натура соответствует описанной у автора. Но из-за известных событий начало съемок пришлось сдвинуть где-то на месяц.
– Как там сейчас?
– Здорово! Люди в эйфории от того, что в России теперь живут, приветливые, радостные. Там очень спокойно, но блок-посты стоят – порядок стерегут. Натуру выбирать на БТРе ездили.
– Из соображений безопасности?
– Там безопасно. Просто БТР оказался самым подходящим транспортом для труднопроходимых мест,  где предполагаются съемки на природе.
– Наверное, круто играть у Прошкина, который снял «Орду»?
– Он не хотел меня снимать. Говорил, что ему нужен актер такой, как Сытый. Но не Сытый. Поискал, не нашел. Пришлось снимать Сытого. А для меня это очень ответственно.
– А тебе не предлагали спеть в кино? Ведь у тебя много композиций, в том числе авторских.
– Мне бы дали, я бы спел! Возможно в финале «Орлеана» будет звучать песня с моей подачи, с моей идеей, это мы придумали с Прошкиным на ходу.
– А как еще тебе хотелось бы проявить себя в кино, в каком амплуа?
– В комедийном. Меня снимают в основном в драмах, в лучшем случае в трагикомедиях. А я – комик.
–  Хочешь сказать, нет полного удовлетворения от работы в кино?
– Да почему же! Я счастлив, я очень счастлив, что в моей жизни случился театр, состоялось кино, что в ней были и есть Гришковец, Хлебников, Прошкин…
– Да ведь и они не нашли другого такого Сытого!

 

Фильмография

Коктебель (2003), Свободное плавание (2006), Сумасшедшая помощь (2009), Короткое замыкание (2009), Фарфоровая свадьба (2011), Жить (2011), Пока ночь не разлучит (2012), Долгая счастливая жизнь (2012), Здрасьте, приехали (2012), Некуда спешить (2012)
Награды

За вклад в развитие культуры Кузбасса Евгений Костюков награжден медалями «За веру и добро»,  «За служение Кузбассу», «70 лет Кемеровской области», орденом «Доблесть Кузбасса».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.