Будни главных помощников одиноких бабушек

Все началось банально. Девять лет назад Зоя Манакова искала работу. Знакомая, соцработник, позвала «к ним». Зоя собрала документы, сходила к директору. Через месяц перезвонили – приходи.

 

Родной человек

– Ну, я и пришла. Сначала вышла на стажировку. Хорошо помню первый адрес. Пришли мы с опытным социальным работником к ее подопечной – пожилой женщине. Я внимательно наблюдала за своей наставницей, как она хлопочет по хозяйству. Все время, что мы там были, она постоянно разговаривала с хозяйкой. Я видела, как за полчаса изменилось настроение бабушки. Когда мы уходили, она буквально цвела. Меня это так поразило! – с социальным работником Зоей Манаковой мы общаемся по пути к «ее бабушке» – получателю социальных услуг, так по казенному зовутся подопечные соцработников.

Третий подъезд, первый этаж. Стучимся.

– Это ты, Зоя? – раздается женский голос за дверью.

– Да, теть Галечка. Это я, – громко отзывается соцработник. С улыбкой заходит в квартиру, на кухне начинает разбирать принесенные продукты. – Сегодня ваше любимое печенье было. Вы не заказывали, но я купила.

– Зое уже давно не нужно списки составлять, она знает, что мне нужно, – пояснила для меня Галина Михайловна и обратилась к своей помощнице, – а ты со следующей недели в отпуск? Я тоже в отпуск поеду – на дачу к подружке. Пусть ко мне никто не приходит.

Женщина объяснила свою категоричность:

– Не нужны мне другие работники. Для меня Зоинька – родной человек. Мы с ней столько пережили. За мужем моим, Толей, вместе ухаживали, когда он болел уже сильно. До последнего Зоя со мной была… Я всю жизнь в торговле отработала, каких только людей не встречала, но таких хороших, как она, мало.

К Галине Михайловне Зоя ходит обычно один раз в неделю. Но на связи – постоянно. Люди пожилые – иногда и скорую вызывать приходится. Поэтому хоть у социального работника и есть четкий план на день, расписанный буквально по минутам, жизнь вносит свои коррективы.

 

На все руки

От Галины Михайловны идем к следующей подопечной – Тамаре Илларионовне. Она живет в соседнем дворе, но мы делаем крюк, чтобы зайти в небольшой магазинчик за свежей «молочкой».

– Здравствуйте! Мне как обычно, – обращается Зоя к продавцу. Она знает, что «как обычно» – это 300 г. творога и половинка контейнера сметаны.

Тамара Илларионовна уже ждет нас на лавочке у подъезда. Рядом – дворовая кошка Муська. С животными и птицами в округе у бабушки особенные отношения. Для голубей независимо от времени года она варит кашу, кошек подкармливает молоком, которое приносит Зоя.

– Сегодня без молочка – не привезли свеженького, – говорит Зоя, раскладывая по местам покупки. К этому моменту мы уже успели подняться в квартиру к бабушке.

– Ничего, потом принесешь. Наверное, денег там у меня уже не осталось, добавить надо бы, – говорит Тамара Илларионовна.

Зоя, расположившись за столом, аккуратно записывает каждую покупку в специальную тетрадь, прикрепляет чек из магазина и Тамара Илларионовна ставит подпись. Разобравшись с «бухгалтерией», соцработник принимается за уборку, поливает цветы.

Обязанности разные – у каждого подопечного свои запросы. Социальные работники и продукты покупают, и лекарства, и «коммуналку» оплачивают, и рецепты у врачей выписывают, и следят, чтобы бабушки всем указаниям следовали. Если просят, то и поесть приготовят. Однажды 31 декабря Зоя помогала с готовкой для праздничного стола одной из своих «подшефных».

 

И поговорить…

– Самая главная моя задача – общение с человеком, – говорит Зоя, когда мы вновь вышли на улицу. – У меня 16 подопечных – все бабушки, девочки мои. Каждой хочется внимания и заботы. Поправить прическу или маникюр, бровки оформить, – всегда готова помочь «навести красоту», как мы с «девочками» моими говорим. Женщине хочется быть красивой в любом возрасте. Мы обсуждаем с ними все семейные новости, предстоящие покупки, цены, здоровье, погоду. Иногда просят совета. Да и просто поговорить «за жизнь» – дело святое. Мне нравится, когда получается поднять кому-то настроение. Думаешь, не зря пришла. Удовлетворение от этого невероятное. Есть у меня бабушки, которые не выходят из дома или делают это крайне редко, они меня особенно ждут.

Именно к такой подопечной поспешила Зоя после того, как мы с ней расстались, – принести продукты, убрать, приготовить, постирать… И такие дела – изо дня в день. Соцработник знает и умеет все, поможет с любыми проблемами, выслушает и утешит, если плохо. Наверное, поэтому в этой профессии остаются люди, для которых помогать и заботиться о других, если не в радость, то уж точно не в тягость. Искренний интерес и доброе отношение к подопечным натренировать нельзя. Это можно назвать талантом, а быть может и даром, необходимым для работы в социальной сфере.