Валерий Иванов поделился воспоминаниями своей матери

Фото Марии Степановны Ивановой сделано в послевоенные годы. Имя ее мужа красноармейца Валерия Павловича Иванова увековечено на мемориале братского захоронения в селе Бабынино Калужской области и областной Книге памяти. Фото из архива семьи Ивановых.

Недавно «МГ» рассказывал о нашем земляке Валерии Иванове – удивительном человеке, который свой восьмидесятый день рождения встретил на площадке тестирования ГТО (газета «Мой город» от 20 марта). Детство Валерия Павловича пришлось на военные год. Отец его Павел Иванович погиб на фронте в 1942 году. Мама Мария Степановна осталась одна с пятью ребятишками. В память о своей матери Валерий Иванов сохранил ее письмо-откровение, которое она написала, будучи на пенсии, для своих внуков и правнуков, чтобы они помнили.

«Я, Иванова Мария Степановна, жила в селе Бускуль Карабалыкского района, Кустанайской области с 1940 по 1947 год. Когда началась война, мне было 29 лет, муж Павел Иванович ушел на войну первым набором. Я осталась с пятерыми детьми. Старшей дочери было 10 лет. С первого дня войны пайка нигде не получала, так как муж мой был учителем, и продукты мы раньше получали в сельпо. С его уходом выдавать перестали. До 1942 года питались чем придется: картофельной кожурой, травой – что найдем. Было очень тяжело.

С 1942 года поступила на работу от магнитогорского глиноупорного комбината на карьер. Грузили песок, глину вручную. Когда железнодорожные пути задувало снегом, на работу ходили пешком – от Бурускуля до карьера 12 километров. Работали без выходных по 16 часов в сутки.

Дети дома от холода прятались в печь, чтобы хоть как-нибудь согреться. Никакого хозяйства у нас не было. Когда представитель ЦК профсоюза приехал из Свердловска, я выступила перед собранием, рассказав, что погибаю с детьми. Он стукнул по столу кулаком и сказал, что не может того быть, мол мне все помогают: Иван Павлович Гопон давал нам два литра молока. Отрицать не стала, давал один раз, добрый человек.

Однако с той поры нам старались действительно хоть как-то помочь. Карьерком выделил 50 рублей, но за меня расписался некий Мамонтов и получил эти деньги. Правда, представитель из Свердловска разобрался, и мне еще раз выписали деньги. Спасибо этому человеку, к сожалению, не помню имени. На этот раз получила, это стало хорошим подспорьем. Потом помог устроить детей в детский садик. Буквально поднял ребятишек на ноги: нам привезли ткани и детскую обувь, выписали горох и овсянку. Тем и жили до окончания войны…».

Подготовила Анна Чекурова.