Гончарная мастерская Романцовых. Как люди делают кувшины и становятся кувшинами.

В городском музее им. В. Н. Плотникова открылась выставка «Огненные гончары». В экспозиции – выполненные из глины работы мастеров из Тайги – Алены и Сергея Романцовых.

 

Живой материал

Первой с глиной познакомилась Алена в мастерской тайгинского художника-керамиста Сергея Серова. Здесь она начала осваивать технологию производства. С тех пор прошло уже 27 лет. Сейчас Алена преподает в тайгинской школе искусств и занимается любимым творчеством.

Все эти годы рядом супруг – Сергей, который не остался в стороне от увлечения жены. По профессии он строитель.

– Мне пришлось поработать с разными материалами. Но прикоснувшись к глине, я понял, что это уникальный, ни на что не похожий материал. Он живой! – утверждает Сергей. – Гончарное дело для меня сродни философии. Мастер делает кувшин и знает, что через много-много лет он тоже станет глиняным кувшином. Бог создал человека из глины, и прах наш после смерти обратится в глину. У Омара Хайяма мы встречаем обращение: «Гончар, касайся глины осторожно. Ты прах царей умерших мнешь безбожно…»

 

Рецепт идеального «теста»

Всякая ли глина подойдет для гончарных работ? Нет. Это показал многолетний опыт Романцовых.

– Глина нужна особенная. Она должна быть жирная, но в меру, чтобы сохранять пластичность в руках гончара и не трескаться при обжиге, – отметил Сергей. – Мы пробовали брать глину в тех местах, где задолго до нас местные гончары ее заготавливали. Но в чистом виде она не годится. Стали смешивать с другими глинами, пока не нашли идеальный вариант. Свое «тесто» мы получаем, смешивая в разных пропорциях четыре вида глины. Ее можно руками лепить или на гончарном круге с ней работать. Процент брака очень небольшой.

Но перед тем как глина попадет в руки мастера, она должна вылежаться. На советских заводах, выпускавших керамику, глина выдерживалась пятнадцать лет. А вот у китайских мастеров подход к подготовке материала был куда более основательным. Гончары заготавливали глину для своих внуков, которая вылеживалась по пятьдесят-семьдесят лет.

– Но мы столько ждать не можем, – улыбнулась Алена Романцова. – Да и изготавливаем мы не фарфоровые, а керамические изделия. Свой материал мы выдерживаем в среднем год-два, бывает, храним и до пяти лет.

 

Посуда с душой

Глина на Руси использовалась для домашней утвари. Романцовы от традиции не отступают и изготавливают крынки, миски, горшочки, кружки и т.д., причем исключительно вручную.

– Можно, конечно, сделать одну форму и штамповать изделия сотнями. Но это не наш путь. При таком способе утрачивается момент душевности, – заявляет Алена. – В любом изделии ручной работы чувствуется душа. Берешь его в руки, и выпускать не хочется, потому что гончар вкладывает в него частичку себя. У нас с Сергеем правило такое: все наши работы должны быть сделаны на гончарном круге. Тогда каждое изделие получается уникальным.

После формовки будущая посуда подсыхает, готовясь ко второму этапу – лощению, которым в семье Романцовых занимается Сергей. У него для этого есть специальные металлические палочки разной формы – лощилки. А в старину использовались камушки, палочки или другие гладкие предметы, например, обычные металлические ложки. При лощении верхний слой глины делается плотным, а сосуд становится влагонепроницаемым.

Вылощенное изделие отправляют в печь на первый обжиг при температуре 600 градусов. Длится он от четырех до шести часов. Еще двенадцать часов уходит, чтобы изделия остыли в печи. Затем они изнутри покрываются глазурью, а снаружи наносится рисунок ангобами (специальными красками на основе цветной глины). После этого изделия отправляются в печь второй раз на обжиг при температуре 1000 градусов. Весь процесс обжига занимает два-три дня. Натуральная глина в финале приобретает темный красновато-коричневый, терракотовый цвет.

 

Листочек на удачу

Несколько лет назад Романцовы стали изготавливать луковники – горшки с отверстиями в стенках, предназначенные для хранения лука и чеснока.

– Я долго не могла настроиться, чтобы в стенках готовых изделий делать отверстия – было очень жалко горшочки, – поделилась Алена. – Прорезать их нужно, пока стенки мягкие. Но если горшок не досох – он деформируется, пересох – начнет крошиться. Нужно поймать момент! Как художнику, мне хотелось, чтобы отверстия выполняли не только практическую, но и эстетическую функцию. Стараюсь, чтобы они подчеркивали форму или узор.

Рисунки для глиняной посуды Алена придумывает сама, ища вдохновение в русской культуре. Только коты в росписи появились благодаря покупательскому спросу.

– Любят почему-то люди котиков, – улыбается мастерица. – Картинка приковывает взгляд к глиняной посуде и рассказывает об авторстве. Ведь каждый художник творит в своей собственной манере. Я очень люблю рисовать птиц, маковые головки, ромашки, лошадок в яблоках, улыбчивых полосатых котов. Мою посуду узнать легко! Причем я рисую только на одной стороне кружки – на той, что смотрит на человека, который пьет из нее, а не на того, кто напротив.

Не так давно на донышки своих изделий Романцовы стали наносить изображение четырехлистного клевера – талисмана удачи. Началом традиции стало увлечение дочери: летом девочка любит выискивать клевер с необычным числом лепестков. Из собранных растений сделали гербарий и хранят дома. Романцовы верят, что четырехлистник приносит удачу их семье. Поэтому и на посуду они стали наносить это изображение, чтобы удача сопутствовала и покупателям.

 

Уникальные знакомства

Алена Романцова, как человек творческий, активно участвует в различных конкурсах, выставках и фестивалях народных ремесел. Одно из последних достижений – победа в международном фестивале «Битва гончаров», прошедшем в декабре 2021 года в Новосибирске.

– В таких мероприятиях всегда участвуют очень интересные люди. Например, на «Праздник топора» в Томск приезжал турецкий мастер Ахмет Ташходжу. Он один из двух людей в мире, которые умеют гончарить ногами, – рассказала Алена.

Нравятся мастерице на таких творческих встречах и задания. Они пополнили ее творческий багаж фигуркой ангела, прогуливающегося на жуке, композицией «Раз, два, три, четыре, пять. Я иду играть» и вариациями на тему картин «Над городом» Марка Шагала и «Черный квадрат» Казимира Малевича.

– Иногда даже с закрытыми глазами гончарим, – поделилась Алена. – Впервые получив такое задание, подумала, что выполнить его нереально. Но, как говорится, глаза боятся – руки делают!

Оксана Стальберг. Фото автора и из личного архива семьи Романцовых