Роботизация школы? Вот те на…

В южнокорейской школе робот заменил учителя

 

Робот на колесах разъезжает по классу в одной из начальных школ южнокорейского города Тэгу. Его зовут Ингки. Он обучает четвероклассников английскому языку.
Ингки поет детские английские песенки и произносит по-английски фразы, которые просит повторить за ним. Но голос принадлежит не ему. Робот находится на связи с Филиппинами, откуда учитель ведет урок, глядя в монитор. На голове Ингки размещена жидкокристаллическая панель, на которой появляется лицо педагога…
Любопытно, но и немного тревожно: грядет роботизация школы?.. Информация напомнила мне об эксперименте одного учителя, с которым когда-то пришлось работать бок о бок. Он, готовясь к уроку, записывал свой рассказ на магнитофон. На уроке учитель запускал запись – и дети должны были это слушать. А преподаватель прохлаждался. До поры до времени. Ученикам такая педагогика скоро надоела, и дисциплины в классе не стало. Успеваемость тоже упала. Эксперимент провалился.
Ничто не может заменить живое общение учителя и учеников. Я в этом уверен. Сейчас многие рукоплещут компьютеризации школы. Это замечательная вещь как одно из средств обучения, и только. Кошмар, если через десяток лет учеников, например, старших классов засадят в кабинки, типа лингафонных, нацепят им наушники и с помощью разных программ начнут загружать. По всем предметам каждый день…
Соблазн велик сделать так, когда техники в школе будет достаточно: меньше понадобится педагогов, нервной энергии воспитателей, больше будет стандартизации в обучении, возрастет цена (в деньгах) живого слова учителя, сомкнутся методики подготовки к государственным экзаменам и сдачи ЕГЭ. Но как скучно-то будет… Тогда и человека надо начинать компьютеризировать, как в фантастических фильмах. Загрузить его, как в «Матрице», и – в биованну.
Нет уж! Такие как я, с памятью о великих педагогах Ушинском, Каменском, Макаренко, Сухомлинском, многих других и приближения к подобному никогда не примут. Человек – духовное существо, и прежде всего развивать в нем нужно дух. Если об этом забудем, то потонем в грубости и бескультурье.
Ладно, хватит эмоций. Что сами-то южнокорейские педагоги говорят об Ингки? Некоторые преподаватели считают, что робот не сможет заменить реального человека. Ю До Хван, преподаватель английского языка из Сеульского университета, говорит: «Новизна появления робота в классе быстро пройдет. Обучение такого рода лишает детей главной мотивации для изучения иностранного языка – человеческого общения. Коммуникация происходит между людьми, так что детям необходимо практиковаться с живыми носителями языка. В результате общения с роботами они будут чувствовать себя неуверенно при встрече с реальными людьми».
А, что я говорил! Вот роботов, заменяющих в классе учеников-инвалидов или учеников-больных, можно и нужно приветствовать. Такова жизненная ситуация. А педагог незаменим!
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.