Это был наш фронт – трудовой

Мужчины ушли на войну, а женщины, старики и дети заняли их рабочие места. 22 июня 1941 года мы, ученики 5 класса, были в подшефном совхозе на прополке полей. Вечером вернулись в город и увидели толпы людей, стоящих на площади у репродуктора. Все слушали сообщение о нападении немцев на нашу страну. Я помню, что паники не было, но чувствовалась сплоченность людей в едином горе. Люди, не дожидаясь повестки, шли в военкомат для отправки на фронт. У стариков, женщин и детей был свой фронт, трудовой. Женщины и старшие дети, заменяя мужчин, пошли работать на шахты, на железные дороги, садились на тракторы, комбайны, а старики и малые дети управлялись дома с хозяйством.
Наша семья жила в Иркутской области в шахтерском городке Черемхово. Нас было 8 человек: отец, мать и шестеро детей. Отец работал в военкомате, в том же доме находилась и наша квартира. Вскоре после объявления войны отец ушел на фронт, за ним ушел добровольцем и старший брат, а мы, пятеро детей, остались с матерью. Мне было 12 лет, а самому младшему братишке – 6 месяцев. Работу маме приходилось брать на дом: пряла шерсть, из нее вязала носки, варежки и другую теплую одежду для фронта. Мы ей в этом помогали. Нам дали 10 соток земли, мы копали землю вручную, садили там только картошку – она заменяла нам хлеб, и благодаря картошке мы выживали. Было очень голодное время. Норма хлеба, которую выдавали шахтерам, составляла 1,2 кг в сутки. Служащим выдавали намного меньше – 450 граммов. Детям – 400 граммов, неработающим – 300 граммов. Выручал нас и подшефный совхоз, в котором мы работали – там выдавали овощи. Осенью собирали оставшиеся колоски на полях, из зерна варили кашу на воде.
В 1943 году я закончила седьмой класс и бухгалтерские курсы. Мне было 15 лет. Пошла устраиваться на работу, на шахту имени Кирова. Меня приняли расчетчиком в расчетный отдел. Стало жить веселее и легче, но выходных не было. Каждое воскресенье объявлялся днем повышенной добычи для фронта. Мы, молодежь, на– равне со взрослыми спускались в шахту, грузили уголь в вагонетки лопатой. Работа была тяжелейшая, но мы были рады ей, потому что за каждую такую смену в столовой нам давали шахтерский обед. Одежду мне мама перешивала из своих старых вещей. Постоянно стояли в очередях. Очередь за хлебом занимали с вечера, писали на руках свой порядковый номер и всю ночь дежурили. Хлеб выдавали по карточкам каждый день.
Но как бы трудно ни приходилось, никто из нас не унывал. С песнями мы отправлялись на трудовые воскресники. Все старались работать и помогать стране одержать победу над фашистами. Уже под конец войны пришло сообщение, что отец тяжело ранен – автоматной очередью ему прострелило обе ноги. Он долго лечился по разным госпиталям, стал инвалидом, но все-таки вернулся живым с войны. А брат погиб в мае 1944 года. Он был разведчиком, награжден восемью орденами.
Валентина Кротенко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.